О ДОМЕ ЦЕЛОМУДРИЯ (с.6 №106, Виктор Слободчиков)

14.02.2022

О ДОМЕ ЦЕЛОМУДРИЯ

Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из современного лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» – как понятие и как явление – никак не обозначено для современного подростка. Чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребёнке, задаёшься вопросом, врождённое ли это качество или приобретённое? Где искать основания целомудрия и целомудрен ли новорождённый ребёнок?

Сознательно уйдём от отождествления понятия «целомудрие» с девственностью. Целомудрие человека необходимо рассматривать куда шире: как гармоничность и иерархичность его в целом. К сожалению, слово, прямо означающее «целое» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается исключительно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности. Но целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете – в момент Сотворения Адама. Тогда всё в человеке было совершенно, гармонично, иерархично. В результате же грехопадения в нём разрушилась и гармоничность, и иерархия, каждая составляющая стала бороться за власть: тело фактически оккупировало душу, поставив её себе на службу, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели. Так что хотя ребёнок и входит в земной мир с заложенной способностью к целомудрию, но это качество только должно когда-то проявиться в человеке (по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге). И в течение жизни оно должно постепенно наращиваться.

Сотворив мужчину и женщину, Господь сразу создал и Дом Целомудрия – семью. Обратим внимание на то, как устроена наша семья: каковы отец и мать, как относятся они друг к другу и к детям, что детям предлагают и что предъявляют? Целомудрие как фундаментальное качество личности развивается в детях на примере родителей, а в семье всё начинается с нас. И надо признаться, что не только злобная внешняя среда уничтожает в ребёнке целомудрие, но и неправильное воспитание лишает наше дитя защиты от зла. Поучения, моральные предписания и призывы: «Будь хорошим, воспитанным, вежливым» (или ещё каким-то) – мало что дают. Целомудрие как Божий замысел о человеке существует и развивается в устройстве совместной жизни детей и взрослых. Потому первая задача родителей – понять: а правильно ли мы живём? Ведь действия ребёнка определяются той картиной мира, которая складывается у него в родительском доме, и ни в коем случае нельзя разрушить эту детско-взрослую общность. Семейное целомудрие становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволит ему устоять во многих искушениях и испытаниях, даст возможность защитить внутренний мир подрастающего человека в новых жизненных ситуациях.

Удар по целомудрию может быть нанесён неожиданно и в любом месте. Например, у одного подростка телесная чувственность возбуждает душевно-духовное горение, а у другого растление может начаться на душевном уровне: с тёмных эмоций, переживаний, грязных картинок и т.д. Известно, что в какой-то момент судьбоносное решение человека может внезапно определиться так называемым «импринтингом» (память-печать), когда картинка из детских лет, отпечатавшаяся в его подсознании, потом вдруг всплывает и оказывается фактором выбора, поддержки определённых действий человека в дальнейшей его жизни.

Прямая угроза целомудрию – безответственность родителей, для которых «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». А ведь в воспитании цельного восприятия мира – то есть целомудрия – важна любая мелочь! Многие современные игрушки и игры, в том числе и виртуальные, направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребёнка от семьи. Вместо того чтобы поиграть с малышом, спеть ему песенку, рассказать добрую сказку, современная мамаша нередко суёт ему в руки игрушку (даже и планшет, и смартфон...) – лишь для того, чтобы он отстал от неё: «Ты сам с ней повозись, а я пока займусь другими важными делами». И через эту игрушку ребёнку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить...

Нам необходимо вернуть себе исходные смыслы нашего существования. И тогда мы осознаем, что воспитание ребёнка – это постоянный радостный труд, это колоссальная ответственность и подлинное искусство, предполагающие ви́дение перспективы растущего человека. Уже сейчас, пока только родившемуся дитяти дня два, родителям надо задуматься о том, что́ будет с ним в двадцать или в тридцать лет.

Сегодня социум ставит родителя в условия, когда он должен озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребёнка к школе, затем младшего школьника – к старшей школе, далее подростка – к вузу (а теперь и само образование всё больше абстрагируется, становится виртуальным, отходя от реальной жизни, отказываясь от взаимодействия человека с человеком). В гонке тотальной «профессионализации» родители стремятся максимально вооружить ребёнка теми навыками, знаниями и умениями, с которыми он будет «социально успешен». О каком целомудрии, гармонии и целостности личности может идти речь? Маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне, подменив этим задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого – а значит, целомудренного человека. Это нарушение в воспитании, как и всякая преждевременность – интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная – носит растлительный характер. Да, сегодняшнее действие аукнется не завтра-послезавтра, а позднее, но в перспективе оно может быть разрушительным и трагическим.

Увы, живого и охранительного к ребёнку «чутья времени» и понимания отсроченности последствий практически лишён современный родитель. Всякая преждевременность в знаниях, чувствах, действиях – не просто разрушение целомудрия в человеке, а его умерщвление. Ведь слово «растление» означает именно умертвение (оно имеет в основе «тление» – признак и следствие умирание) – то есть оно вызывает в личности, материализует во времени и подчиняет человека тому, что является причиной смерти. Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, не говоря уж о нравственном нецеломудрии – результат ускоряющегося процесса всякой преждевременности событий – кое-как, «на живую нитку» скреплённых прорех в воспитании, участниками которого являются и родители, и общество. И каждый должен здесь понимать свою меру ответственности.

Словно поддаваясь какому-то негласному приказу, непреодолимому импульсу, мы торопим события: «Надо успеть это, и тут нельзя опоздать». Что обычно означает: мы готовы в спешке и суете забыть про Бога, отстраниться от семьи, отречься от отца с матерью. Дескать, всё потом успеется, они никуда не денутся, главное – «туда» не опоздать и «сюда» успеть! А на деле оказывается: «туда-сюда» успел – а главного в жизни ничего не осталось... К примеру, поедет некая девица «на кастинг» в Москву, а потом уж и не вернётся в свою деревню к родителям! Потому что здесь, на кастинге – всё настолько иное, травмирующее и жёстко требовательное, что родители уже как будто «умерли» в её сознании, хотя физически всё ещё живы. И в чужом месте её сформуют под чужие требования, беспощадно и цинично корёжа юную душу, и вот – нарушено целомудрие, и между ребёнком и родителями образовалась непреодолимая пропасть...

Каждый новорождённый приходит в этот мир с задачей осуществления в нём замысла Божия. И говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках невозможно без понимания исходной точки: природы мужчины и женщины в замысле Божьем. Задача воспитания целостной личности – именно цело-мудренной! – глобальна. Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с развитием у каждого из них идеальных мужского и женского образов бытия. В ребёнке его или её судьбу и отношение к жизни надо воспитывать: в мальчике – мужчину(мужа)-отца, в девочке – женщину(жену)-мать.
Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире и, соответственно, качеств личности, которые являются средством защиты от соблазнов, от нападений и растлительных ситуаций извне, которые помогут ему понять, что именно и почему происходит – и не только вовремя избежать опасность, но и предотвратить её. Мужчина – глава семьи – не начальник, а одновременно и муж, и отец не только для детей, но и для своей жены, которая находится под его защитой. Глава – это краеугольный камень, строитель семьи. Поэтому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать. Женщина – главная помощница и единомышленница мужа.

Протоиерей Борис Нечипоров, православный священник, психолог, учёный и педагог в книге «Введение в христианскую психологию» рассмотрел этот вопрос именно с духовной точки зрения, а не исключительно с позиции сопоставления мужских и женских возрастно-половых особенностей. Семья – малая Церковь, в ней мужчина и женщина – муж и жена, отец и мать; и каждый из них имеет свою миссию в совместном её строительстве. И главное в том, чтобы из детей – из мальчика и девочки – вырастить достойных строителей Дома Целомудрия.

Называя именно воспитание мальчиков краеугольным камнем педагогики, автор утверждает: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики – от этого будет зависеть вся судьба державы нашей». Важнейшим моментом тут, по его мнению, должно стать воспитание в мальчике патриотизма, осознания родной земли как своей, а себя – ответственным за неё, за её благосостояние; ощущение себя в диалоге с живой историей родной земли, в ряду поколений, её населявших. Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и исправить, искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути своего рода (семьи) и своего народа в целом. И ещё два основополагающих мужских качества необходимо воспитывать в мальчиках. Мужество – фундамент мужского характера и жертвенность – вершину его духовного облика.

Есть и ещё важные нравственные качества и психологические способности, которые актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков. Это понятие о грехе; опыт покаяния в Боге; опыт Благодати, радости и покоя после искренней молитвы; близость с природой; чувство стыда, жалость, сострадание; терпимость к позиции другого на фоне спокойного и глубокого осознания своих собственных устоев и твёрдого их сохранения. И всё это должно быть для ребёнка развёрнуто во времени, всё должно постигаться им опытно.

Отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках. Но свято место никогда не бывает пусто – душа ребёнка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу. С этим бывает связана излишняя мечтательность, сопряжённая нередко с частичной потерей чувства реальности. Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей всё чаще сочетается с суицидальными тенденциями», – предупреждает православный психолог в своём исследовании. Он видит причину тому в отсутствии мужества и в праздности, отмечая, что у современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок: праздность души, а видимая занятость детей и подростков в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.

По тексту Виктора Слободчикова,
академика РАО, доктора психологических наук

Назад