КОНЧИЛИСЬ СТРАДАНИЯ И СМЕРТНЫЕ СКОРБИ (с.16 N107, прав. Иоанн Кронштадтский)

02.05.2022

КОНЧИЛИСЬ СТРАДАНИЯ И СМЕРТНЫЕ СКОРБИ

Христос Воскресе!

Кончились страдания и смертные скорби Богочеловека Христа! Он почил, умер на кресте плотью, предав дух в руки Богу Отцу Своему – и в третий день воскрес силою Божества Своего, разрушив ад и смерть. В Своём воскресении Он явился величайшим Победителем, какого никогда не видал и никогда не увидит более мир: ибо Он Своим Воскресением положил начало воскресению всего человеческого рода, которое совершится в последний день.

Но, чтобы победить смерть, пленившую весь человеческий род, надо было, чтобы Победитель был величайшим Праведником, совершенно отчуждённым греха, ибо оброки греха – смерть. Смерть чрез грех первых человеков вошла как неотъемлемое наследство во весь род человеческий, повинный грехам всякого рода и растленный во всём естестве своём всеродно. А совершенным Праведником мог быть только Богочеловек, то есть Иисус Христос.

Итак, Христос положил начало воскресению человеческого рода, и Его Словом всемощным в своё время воскреснут все человеки. Одни – в воскрешение живота, а другие – в воскрешение суда, или в укоризну и в стыдение вечное, по пророку Даниилу.

Нам остаётся продолжать дело Христово, дело собственного духовного воскресения – каждого из нас, чрез борьбу с грехом и победу над ним. Так как, по неизменному закону Правды Божией, оброки греха – смерть, то, чтобы избавиться от смерти внутренней здесь, в земной жизни – и воскреснуть внутренне, обновиться душой и телом, и сподобиться блаженного воскресения в последний день, для того необходимо христианину освободиться от греха, свергнуть с себя владычество страстей.

И Христос Господь, Спаситель наш, Сам по человечеству исполнивший за нас и для нас всякую правду, дал нам и всегда подаёт в Церкви Своей Благодать и силу к избавлению от грехов и к содеянию всякой правды и добродетели. И человек, приемлющий эту Благодать и употребляющий её во спасение своё, самым делом свергает с себя иго страстей: гордости, самолюбия, плотоугодия, сластолюбия, невоздержания, блуда, гнева, ненависти, зависти и всяческих страстей, – и весь изменяется по духу Христову, делается новым человеком, новою тварью, по Апостолу: «аще кто во Христе, нова тварь».

Таким образом, христианин при помощи Благодати Воскресшего Христа сам внутренне воскресает из мёртвых и делается живым человеком по духу – и получает отрадную надежду на блаженное воскресение в последний день мира Духом Святым. «Аще Дух воскресившего Христа от мертвых живет в вас, – воздвигий Христа от мертвых, воздвигнет и ваша телеса от мертвых живущим Духом Его в вас» [Рим. 8, 11]. Таким образом всем нам предоставлено от Бога самим устроять дарованными нам от Бога средствами своё собственное воскресение по внутреннему человеку: ибо душа грешника, подверженного страстям – мертва. И, празднуя воскресение Иисуса Христа телесно, она духом и истиною не участвует в воскресении Его.

Потому-то Святая Церковь, желая приготовить всякого из нас к достойному празднованию величайшего праздника в мире христианском – воскресения Христова, установила с первых времен христианства святой пост Четыредесятницы и завещала и завещает всем чадам своим говение, покаяние и причащение Святых Христовых Таин, чтобы мы не только телесно, но более духовно, чем телесно – сподобились праздновать светоносный и победоносный праздник славного Воскресения Христа Жизнодавца, чтобы и мы были победителями греха и украшались правдою и добродетелью, особенно же любовью друг к другу. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Назад