БЫТЬ РУССКИМ (с.5 №109, митр. Иоанн Снычёв)

03.01.2023

БЫТЬ РУССКИМ!

«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить... Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры... Восстань же, русский человек!.. Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России», – призывал святой праведный о. Иоанн Кронштадтский.

НАРОД... От частого и бессовестного употребления слово это так истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное значение. Но, по счастью, русский народ ещё жив. Только помним ли, знаем ли, что означает: быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто ещё? Если требуется, то что именно?

Ответить на эти вопросы – значит, обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного самосознания, опомниться после десятилетий атеистического забытья, осознать себя: свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо, прежде всего, вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, «откуда есть пошла русская земля», где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые – не жить нам дальше, а догнивать.

На этом пути не обойтись без Православной Церкви – древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без её любовного отеческого окормления – запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов. «Откуда всё, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем дорожим мы по справедливости, что отрадно и утешительно видеть вокруг себя? От Веры Православной, которую принёс нам равноапостольный князь Владимир. Мы не можем не радоваться необъятному величию земли отечественной. Кто первый виновник его? Святая Вера Православная. Она соединила разрозненные племена славянские, уничтожила племенные отличия, ставящие преграду общению, и образовала один многочисленный сильный единодушный народ русский. Кто сохранил нашу народность в течение стольких веков, после стольких переворотов, среди стольких врагов, посягающих на неё? Святая Вера Православная. Она очистила, освятила и укрепила в нас любовь к Отечеству, сообщив ей высшее значение в любви к Вере и Церкви. Она воодушевляла героев – Донских и Невских, Авраамиев и Гермогенов, Мининых и Пожарских. Она вдыхала и вдыхает воинам нашим непоколебимое мужество и освящает самую брань за Отечество как святой подвиг за Веру Христову...». Эти вдохновенные слова преосвященного Димитрия, архиепископа Херсонского давно сказаны, но отзовутся и ныне в сердце русского человека. Неужто не заболит душа при виде того, в какую грязь втоптаны святыни, верность которым десятки поколений доказали всей жизнью своей, защищая которые, пролили столько крови? Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека – Престол Божий – пытаются занять уродливые безблагодатные идолы материального преуспеяния: успех, богатство, комфорт, слава. Оттого и свирепствуют в обществе разрушительные страсти – злоба и похоть, властолюбие и тщеславие, ложь и лицемерие. Но голый материальный интерес, в какие бы одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, Вера – рождает подвижников правды и добра. «Любим ли мы язык наш – благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая Вера Православная. Она принесла нам с собою письмена для сообщения наших мыслей, для расширения круга наших понятий, для сообщения между нами светлых и светоносных понятий о Боге и о бесконечной любви Его к человекам, о человеке и его высоком предназначении в вечности...

Мы многое утратили от прежней жизни России, но сохранили святые храмы, в которых молились наши предки; сберегли святыню, завещанную нам от отцов наших, а с нею наследовали и их благословение... Надобно сознаться, что, если б теперь древние предки наши восстали из гробов своих, едва ли бы они узнали в нас потомков: так изменились мы во всём. Но они узнают нас в святых храмах Божиих, они не отрекутся от нас перед их святынею... Можно ли не пожелать от сердца, чтобы Вера Православная – этот родственный, живой союз наш с предками – сохранена была нами и передана потомкам нашим как драгоценнейшее наследие, сокровище во всей пренебесной чистоте и святыне, чтобы и будущее потомство питало к нам родственно-христианское сочувствие...», – эти слова Херсонского архиерея звучат ныне как упрёк нам, малодушным и маловерным, осуетившимся в мелких заботах и почти обезверившимся, почти утерявшим связь с великим славным прошлым собственного народа.

Допускаю, что яд безразличия к святыням веры, придя на смену богоборчеству прошлых лет, временно оглушил часть общества, отравил сердце русское. Но не верю, что найдётся русский человек, которого оставят равнодушным приведённые выше слова преосвященного Димитрия о нерасторжимой взаимосвязи земного величия России с её духовной мощью и здоровьем, с крепостью и живостью Веры. А коли найдётся – то не русский он: христопродавцы всегда интернациональны.

Почему, говоря о национальном своеобразии нашего народа, мы начали именно с Церкви? Мало ли других национальных черт и характеристик, утраченных с течением времени или насильственно вытравленных строителями «светлого будущего»? Нет ли здесь преувеличения, ведь церковное благовестие не знает национальных границ? Никакого преувеличения нет. Православная Церковь – это соборная совесть народа. Она, как заботливая мать, воспитывала в нём его лучшие черты и сурово обличала его грехопадения, давая силы восстановить утраченное.

«Кто жаждет – прииди ко Мне и пей», – возглашала Церковь словами Священного Писания – и поила уверовавших живой водой евангельской правды. Прочтите Нагорную проповедь Христа, Господа нашего, подъявшего груз всех наших грехов, неправд и злоб, претерпевшего во искупление их унижения, избиения и страшную смерть на Кресте! Прочтите эти свидетельства безграничного милосердия Божия [Мф. 5, 6, 7] и скажите честно: где-нибудь, когда-нибудь встречали ли вы учение более возвышенное, чистое и преисполненное любви?..

«Блаженны алчущие и жаждущие правды», – свидетельствовала Церковь народу русскому. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» [Мф. 5, 6, 10, 16]. И разве не этому свидетельству обязан русский народ тем, что, создав величайшее в мире государство, простирающееся от Атлантики до Тихого океана, он не унизил ни один из встретившихся на его пути народов, пусть самых малых – но всех принял как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости.

Евангельское учение Церковь вложила в душу нашего народа как совершеннейший образец, по которому каждый должен строить жизнь личную, а все вместе – жизнь общественную и государственную. Именно Церковь стала центром святоотеческой государственности – не насилующей народы, не создающей рабство, следящей за духовным возрастанием и нравственным самосовершенствованием каждого.

Церковная идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав, как это было на Западе. Здесь берёт начало уклад русской жизни, как бы ни изменялись его формы с течением времени. Православность – непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия «русский» и «православный» слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно – злонамеренно и расчётливо. Знали: чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души... Василий Ключевский подметил в русской истории интересную особенность. «Господствующие идеи и чувства времени, с которыми все освоились, говорил он, и которые легли во главу угла сознания и настроения, обыкновенно отливаются в ходячие, стереотипные выражения, повторяемые при всяком случае. В XI-XII веках у нас таким стереотипом была Русская земля, о которой часто говорят и князья, и летописцы... Везде – Русская земля, и ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ».

Пытаясь разобраться в том, что значит «быть русским», нельзя пройти мимо этого факта. Случаен ли он? Нет, ибо русская история, начавшаяся как фактор мирового значения с момента Крещения Руси, в первые два века своего течения представляет нам картину формирования и духовного оформления той народной общности, которая в своём окончательном виде получила наименование «народа святорусского» – этого излюбленного выражения былинных сказителей.

Понятие «народ» по отношению к национальной общности есть понятие более высокое – не материальное, но духовное, ведь одной национальной общности недостаточно, чтобы сложился коллективный духовный организм, столь крепкий и живучий, что никакие беды и напасти (а сколько их было за десять веков нашей истории!..) не смогли разрушить его и истребить. Первоначальное единство крови, общность происхождения славянских племён не могли придать этому собранию необходимую живучесть и крепость. Лишь когда душа народа Церковь собрала вокруг себя русских людей, когда Русь преодолела отсутствие государственного единства, порождавшее язвы и трещины усобиц, когда Россия объединилась под скипетром Русского Православного Государя – тогда во весь могучий рост поднялся на исторический сцене Русский народ – соборный, державный, открытый для всех, осознавший цель и смысл своего бытия. С этого момента смысл русской жизни навсегда сосредоточился вокруг Богослужения в самом высоком и чистом значении слова – служения Богу как средоточию Добра и Правды, Красоты, Милосердия и Любви. Цель народной жизни окончательно определилась как задача сохранения в неповреждённой полноте осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру, защите её от посягательств и искажений. И Церковь благословила народ на высокое служение. Благословение это облеклось в форму пророчества о будущей великой судьбе России, Москвы как Третьего Рима, последнего оплота истинной Православной Веры в страшные пред-антихристовы времена всеобщего вероотступничества и всемирной смуты. Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира, не сумев сохранить благоговейную чистоту веры, светлое мироощущение апостольского Православия... Третий же Рим – Москва, государство Народа Русского. И ему Промыслом Божиим определено отныне и до века хранить чистоту Православного вероучения, утверждающего конечное торжество Божественной Справедливости и Любви. Так к XVI веку определилось служение русского народа, таким он его понял и принял. Ключ к пониманию русской жизни лежит в области религиозной, церковной, и без этого не поймём мы ни себя, ни наш народ, ни свою историю. Именно Церковь сообщила русскому народу свойство соборности – бесценное качество, бездумно растрачиваемое в погоне за дьявольскими миражами «общества всеобщего изобилия». Русская соборность – это сознание духовной общности народа, она коренится в общем служении и долге. Смысл её – в служении вечной Правде, Которая возгласила о Себе словами Евангелия: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» [Ин. 14, 6]. Это осмысленность жизни – как служения и самопожертвования, имеющих цель посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия.

С соборностью нашего народа связано второе драгоценное качество – державность. Воплощение нравственного идеала требует соответственной социальной организации, которая немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма. «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими», – вот глас народа, выраженный чеканным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величайших русских святителей прошлого века. Державность – это сознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного служения «за совесть». Державность – это государственное самосознание народа, принявшего на себя церковное послушание «удерживающего», по слову апостола Павла [2Сол. 2, 7], стоящего насмерть на пути сатанинского зла, рвущегося в мир. Оба эти народные качества проявились и в третьем – в открытости, «всечеловечности» русского характера, в отрицании русским фальшивой национальной спеси, в готовности бескорыстно соединиться с тем, кто приемлет святыни и нравственные устои народной жизни.

Вспомнив это, задумаемся: не пришла ли пора пристальнее всмотреться в себя, взглянуть друг на друга, оглянуться вокруг... И задать себе тот главный вопрос, без ответа на который немыслимо дальнейшее существование нашего народа: как вернуть себе ясно понимаемый смысл бытия и восстановить черты народа-богоносца, упорно вытравливавшиеся столько лет? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства – поистине мировой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, что были некогда христианскими? Эти и ещё многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить?

Прежде всего, надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое – душу человека – от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущего нас к Себе: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» [Мф. 11, 28]. Надо откликнуться на Отчий зов, прийти с покаянием, с молитвой и верой, и тогда – силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них покой осмысленного бытия.

Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне. Жизнь общества требует осмысленности так же, как и жизнь отдельного человека. Не может материальное благополучие быть целью всех стремлений человека. Сытое брюхо не значит – чистая совесть. Критерием государственного устройства должна стать его соотнесённость с тысячелетними святынями веры. Нужно во всей полноте использовать богатейший опыт русской государственности. Выкинуть на свалку наглую ложь об «империи зла», о России как «тюрьме народов», о «гнилом царизме».

Нужно осознать, что у Православной России есть враги, ненавидящие наш народ за его приверженность к Истине, за верность своему религиозному служению, христианским истокам и корням. Осознать, что если мы хотим выжить – нам надо научиться защищать себя, свою Веру, свои святыни...

Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести: воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен: всякую искренне обратившуюся душу приемлет с радостью и любовью, омывает от грехов и неправд Благодатью Своей, утешает возвышением духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь только начнём нелицемерно – появятся и силы, и умение, и святая в сердце ревность. «Да будет общею всем такая забота, чтоб начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: долго мы уже пребываем в подвиге. Но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою», – шестнадцать столетий назад были сказаны эти слова святым преподобным Антонием Великим в назидание всем тем, кто унывает и сомневается в своих способностях к духовному возрождению. К нам сегодняшним обращены они. Прислушаемся к ним, ибо великая судьба России зависит ныне от нашего произволения. Мы, и никто иной – можем и должны воссоздать Державу Святорусскую. Да будет так. Аминь!

Митрополит Санкт-Петербургский
и Ладожский Иоанн (Снычёв), 1995.

Назад