ДВЕ ПОБЕДЫ (И. Маркин, с.4 №61в)

12.11.2014

В середине XVI столетия Казанское царство – этот осколок Золотой Орды – постоянно терзало восточные границы нашего государства. При государе Иване Васильевиче IV «воевать злую Казань» ходили не раз, но волжская твердыня так и оставалась непокорённой. И вот весной 1552 года начались великие военные сборы для очередного похода.

На сей раз готовились тщательно. После сбора в Коломне войско выступило двумя частями: одна с самим царём во главе отправилась через Владимир, другая же двинулась через Рязань, степями. Во Владимире Иван Грозный горячо и усердно молился перед гробницей своего прародителя – святого Александра Невского...
Соединившись за рекой Сурой, войска отправились далее. Наконец в боевом порядке переправились через Волгу и встали лагерем недалеко от города. Вот она – Казань. Красивая и неприступная. Мощные зубчатые стены, глубокий ров и ненависть её защитников к русским...

23 августа на восходе солнца из нашего стана послышались звуки труб и удары бубнов. Полки построились и распустили знамёна. Царский стяг с образом Иисуса Христа венчал крест, бывший ещё у Дмитрия Донского на Куликовом поле! Молодой монарх Иван напомнил воинам, что они идут биться за православных христиан, много лет томимых в плену у казанцев, и евангельские слова о том, что нет выше подвига, как душу свою положить за ближних своих.

Вскоре русским удалось практически полностью блокировать город, однако татары, пытаясь прорвать кольцо осады, делали внезапные вылазки, сильно изматывавшие наших ратников. Было ясно: простым штурмом или осадой город не взять. И тогда Иван Грозный поручил сделать подкоп под городскую стену. Под надзором князя Серебряного подкоп рыли десять дней, а затем вкатили туда не сколько бочек пороху. Взрыв прогремел – и русские «с оружием потекли» в образовавшийся пролом. И всё же и в тот раз татары свой город отстояли.

Уже пять недель длилось «Казанское сидение». На городскую стену поднимались татарские знахари и на виду русского войска творили разные чары. Действительно, сильные бури и ливни обрушивались на осаждавших, что и приписали действиям мусульманских чародеев. В ответ Иван Грозный повелел привезти из Москвы крест с частицей чудотворящего древа. Когда же его доставили и стали совершать молебны с крестными ходами, сила «поганских чар» прекратилась... Православным были знамения: видели и святых апостолов, благословлявших Казань, и Николая Угодника, который повелел возвестить царю, что Казань будет взята. Однажды, беседуя со своим духовником, сам Грозный вдруг услышал колокольный звон из города.

Вскоре под Казань прибыли донские казаки Фёдора Сусарова, весьма усилив военный потенциал русского войска. Памятуя об успехе, пусть и относительном, пробного подкопа, Иван Грозный приказал провести ещё несколько таких же. К 1 октября их прорыли, а войска изготовились к кровавой битве. Татары это поняли и тоже готовились к последнему смертному бою.

Перед решительным штурмом Иван Васильевич стоял на церковной службе в походном храме. Вот сообщение летописи о том, то произошло дальше: «Дьякон оканчивал чтение «Евангелия», и лишь только возгласил слова: «и будет едино стадо и един пастырь», как грянул взрыв. Царь выступил из церковных дверей и узрел страшную картину: дым и земля, взорванная порохом, затмили воздух, брёвна, камни и люди летели вверх...». После первого взрыва обрушилась часть стены, русские ворвались в пролом. Началась лютая битва. Летопись отмечает: «От пушечного бою и пищального грома и от гласов... от трескотни оружия не слышно друг друга». Сам Иван Грозный вернулся в церковь, чтобы дослушать службу. Только дьякон произнёс слова молитвы за царя: «О еже Господу Богу нашему наипаче поспешити и покорити под нозе его всякого врага и супостата», как громыхнул второй взрыв, ещё сильнее, чем первый. С криком «С нами Бог!» русские воины со всех сторон устремились к городу...
Ивана Васильевича трижды призывали на штурм: «Полки ждут тебя!», но юный царь дождался окончания службы, затем, приложившись к образу чудотворца Сергия, испив святой воды и вкусив просфоры, сказал духовенству: «Простите меня и благословите пострадать за Веру Христову, молите Бога беспрестанно, помогайте нам молитвой!». После чего сел на коня и выехал на брань.

А бой за Казань кипел вовсю! Татары отчаянно защищали свой город, на русских сыпались стрелы «подобно частому дождю, тучами неслись камни, побивая рать, словно град ниву». Уже на улицах шла яростная схватка. В неимоверной тесноте трудно было управляться копьями и саблями, враги схватывались руками и резались ножами, «попирая ногами мёртвых и раненых».

Казань пала, и произошло это 2 октября. После битвы Иван Грозный велел служить благодарственный молебен и своими руками водрузил крест там, где стояло царское знамя, приказав на том месте воздвигнуть храм во имя Спаса Нерукотворного.
Казанское царство было очередной – теперь отрубленной – головой многоликого змея, что огнём набегов сжигал восточные рубежи Святой Руси и уводил наших предков в тяжкую неволю. Его падение стало великим событием в глазах всех русских: в нём увидели победу христианства над магометанством.

***

Год 1702-й. Россия тяжело вела Северную войну со Швецией. В том году царь Пётр, проверив в Воронеже годность нашего южного флота, отправился на запад – в Ингерманландию. Даже самые близкие к царю люди до поры до времени не знали, что же на сей раз задумал Пётр Алексеевич.

...Как только суда Архангельской флотилии вошли в реку Свирь, Пётр I в каюте яхты «Святой Дух» собрал генералитет и сказал: «Теперь уже не тайна: мы идём завоёвывать то, что потеряла Россия при моём деде». Речь шла о древнерусской крепости Орешек, названой шведами Нотебург. Примечательно, что при всём своём пристрастии к иностранным словам, Пётр упорно именовал твердыню Орешком.

Русскую флотилию с войском царь разделил на две эскадры. Первой руководил он сам, другой частью судов командовал адмирал Головин. Однако в планы монарха вмешалась стихия. У впадающей в Свирь реки Ояти находится селение Сермакса, где из-за непогоды Петру с войском пришлось задержаться на целых десять дней.

К слову, ещё в XV веке уроженец Сермаксы святой праведник Александр основал Свирский монастырь, ставший на западной границе оплотом Православия...
Не дожидаясь, пока утихнет на озере буря, Пётр с частью войска отправился пешим путём к городу Ладоге, где было назначено место сбора отрядов, вызванных из корпусов Шереметьева, Репнина и Апраксина. Вторая часть войска до затишья на озере осталась в Сермаксе. Ожидая погоды, солдаты не прохлаждались. Они ходили в учебные штыковые атаки, метали гранаты и учились стрелять из пушек. Пётр за всем смотрел лично и вникал в каждую мелочь солдатского быта. Хотя, наверное, на войне мелочей не бывает.

Каменный город Орешек стоял на острове. Высокие, крепкие стены, 450 солдат гарнизона при 142 пушках. Наших же войск насчитывалось двенадцать тысяч – они превышали гарнизон Нотебурга в 25 раз!

Это означало, что Пётр намеревался не только возвратить России крепость, но преследовал более важную цель: завоевание выхода в Балтийское море.
Не обошлось и без военных хитростей. Русские солдаты через проложенную лесную просеку сумели протащить до полусотни речных судов, и на глазах изумлённых шведов русская флотилия вдруг заколыхалась на невских волнах. План дальнейших действий оказался прост: осаждённая крепость сначала подвергается сокрушительному обстрелу, в стенах пробиваются бреши и после этого предполагался решительный штурм.

Шведы защищались почти месяц. Да, были при осаде и неудачи, многие атаки русских храбрецов встречали отчаянное и небезуспешное сопротивление неприятеля. Нотебург постоянно обстреливался нашей артиллерией, а комендант крепости Шлиппенбах приказал усилить ответную пальбу по русским войскам. И всё-таки 22 октября в крепостные проломы победно вступили солдаты Преображенского и Семёновского полков.

Орешек оказался крепким, но был-таки счастливо разгрызен русскими. На чертеже осады Нотебурга Пётр написал: «...через помочь Божию отечественная крепость возвращена», а новонаречённый Шлиссельбург, или Ключ-город, стал оплотом на исходном рубеже к Неве и к Балтике.

В очередной раз воссияла слава русского оружия и утвердилась возможность Петра, по выражению Пушкина, «ногою твёрдой стать при море».

...Два события, разделённые полутора веками. Казалось, разные обстоятельства и места действия. Однако обе громкие победы объединены одним – успешным исходом, будь то угроза с Востока либо гроза Западная. И оба раза осуществились они с помощью Божией, под покровительством Богородицы и святых угодников. А оба наших государя, прежде чем обнажать оружие на врага, обращались к Небесному заступничеству – и помощь свыше приходила. Так было, так есть. Так будет.

Игорь Маркин

Назад