Ему сослужили ангелы (о св. Спиридоне Тримифунтском, с.22 №63)

10.12.2014

12/25 декабря – празднование памяти святителя Спиридона Тримифунтского.

Будущий святой родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, и за это Господь вознаградил его даром чудотворения: святой Спиридон исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов...
После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), его хиротонисали во епископа кипрского города Тримифунт. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.

По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ересь Ария: «Слушай, философ, – сказал тогда святитель Спиридон, – что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошёл ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою весь человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно». Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: после беседы противник христианства принял святое Крещение и сделался ревностным христианином. И, обратившись к своим друзьям после разговора со святым Спиридоном, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли.

Но вместо доказательства, идущего от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая духовная сила – и доказательства стали бессильны против неё, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – пояснил святитель, – так и в Пресвятой Троице: Три Лица, а Божество Едино».

Святитель Спиридон с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождём, а непрерывные дожди, напротив – вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны. Однажды к нему пришла женщина с мёртвым ребёнком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясённая радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговорённого к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения потоком. Святой приказал ему: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти, и дабы спасён был муж, ради которого я спешу». Воля святителя была исполнена – течение прекратило свой бурный бег, и святой благополучно перешёл на другой берег. Весть о чуде летела впереди путника. Судья, предупреждённый о происшедшем, с почётом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашёл в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся «великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему»...

Хор этот был велик и звучал сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел: «Господи, помилуй». Привлёченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в храм, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление».

Святой Симеон Метафраст, описавший житие святого Спиридона, уподоблял его Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», – писал и близкий к монашеским кругам Созомен и приводил в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды, по наступлении Четыредесятницы, в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлён, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определённый день, а в прочие оставался без пищи». И дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солёное свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, – тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым» [Тит. 1, 15]».

Весьма характерно для святителя обыкновение: из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчёта.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришёл к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. «Потом, отпуская их с подарком – по овце на каждого, святитель ласково сказал: пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Святой Спиридон подобен пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших Кипру, шёл дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада, бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся, и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».

Всё житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мёртвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушённым святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (около 348 г.).

В истории Церкви святитель Спиридон почитается наравне со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским. Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).

Сайт-источник: http://days.pravoslavie.ru

Назад