О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ БРАТСТВЕ (свт. Николай Сербский, с.12 №63)

03.02.2015

Пишешь мне, что мир страдает, и отчего страдает – не знает. Если мир не знает – знает Церковь Божия. Миру тяжко от разобщённости людей. Утрачено родство человека с человеком, и люди ведут себя враждебно и холодно. Слова «гражданин», «сотрудник», «партнёр», «товарищ» вытесняют слова «брат», «братство». В России, в которой как нигде часто человек называл другого братом, сейчас зовёт – товарищем. Людям кажется, что это шаг вперёд, а не назад. Но шагом вперёд можно было бы считать обретение родства более глубокого, чем у наших дедов и прадедов, и человеческих взаимоотношений, основанных на нём.

Спаситель сказал: все же вы – братья [Мф. 23, 8]. Вы братья, потому что имеете одного Отца, Иже на Небесех; вы будете братьями и останетесь ими до тех пор и только до тех пор, пока признаёте единого Отца. Ибо братство зависит от отцовства. Если нет отца – нельзя говорить о братстве, и как только отрицается общий отец – неизбежно отрицается и братство. Тогда братство заменяется товариществом, на котором невозможно удержаться долго, не удаляясь друг от друга всё больше. Товарищ – чужак, случайный попутчик, но не брат. Когда Иуда предаёт Христа целованием, Господь обращается к нему: друг – а остальных учеников Своих на Тайной Вечери и по Воскресении на берегу Геннисаретского озера называет Он детьми.

Люди страдают от разобщённости, и больше ни от чего. Современный человек отчуждён от ближних и не может называть их братьями. Человек одинок.

Человек осиротел – ибо если нет родных на Небесах, нет их и на земле. Не помнящие родства братья делят земное благо – и никак не поделят. Враждующим кажется несправедливым любой раздел. Признание единого для всех Отца, восстановление братства между людьми – вот что можно было бы считать шагом вперёд.

Этого ждёт Отец Небесный от Своих детей. Он и сейчас мог бы посетовать, как когда-то: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня [Ис. 1, 2].

Блаженны сохранившие верность, ибо они никогда не будут одинокими, сиротами без Отца и братьев. Блаженны они, ибо познают родство людей Божиих, которое выше братства. Познают единство во Христе. Это высшее родство есть единство, подобное единству Бога в Троице: нераздельное и неслиянное единство. Чтобы они были едино, как и Мы [Ин. 17, 11] – вот последнее желание Христа. Об этом говорит Сын Отцу Духом Святым. Вот вершина родства людей, вершина совершенства!.. Вот конечная цель, и только стремясь к ней, люди без сомнения и лжи могут сказать, что идут вперёд.

Мир тебе и благословение Божие.

Святитель Николай Сербский
Письмо рабочему Матии С.

Назад