Дверь, раскрывающаяся
в вечность
(митр. Антоний /Сурожский/,
с.26 №64)

30.03.2015

21 марта 2015 – в субботу четвёртой седмицы Великого Поста – Вселенское родительское поминовение (родительская поминальная суббота). Родительские субботы во время Великого Поста – дни особого поминовения успоших. Во время Великого Поста нельзя совершать поминовения, панихиды, сорокоусты. Но чтобы покойные не лишились молитвы – определили эти субботние дни.

Смерть таинственна, и она так же глубока и величественна и светло-торжественна, как Божии Пути; она так велика, что пред смертью человек должен вырасти в полную меру своего человеческого величия: в такую меру, чтобы он мог стоять перед Богом только в духовном созерцательном и трепетном безмолвии...
Перед лицом смерти и плач и горе наши делаются слишком малыми для той тайны, перед которой мы стоим, и потому так торжественна, так полна веры и надежды, так богата любовью и благоговением служба отпевания человека. Каждое слово в ней – это слово веры; первые слова её: «Благословен Бог наш!» – сколько нужно веры простой, честного доверия к Богу, чтобы перед лицом смерти самого близкого, порой, человека благословить Господа во всех путях Его, включая и этот таинственный путь!.. Сколько нужно надежды и уверенности в Боге, чтобы, обращаясь к отошедшей от нас душе, сказать: «Блажен путь, в который ты идёшь сегодня, душа, ибо уготовано тебе место упокоения...».
Каждое слово нашего Богослужения крепко и истинно только правдивостью этой веры нашей и этой неколеблющейся надеждой, и живо это Богослужение благоговейной, тёплой, ласковой любовью, которой Церковь Христа – воплощённого Бога окружает тело человека, осиротевшего теперь на время, до воскресения всех, отшествием его души. Мы благоговейно и любовно отпеваем тело человека; этим телом человек вошёл в мир, этим телом он воспринял всё, чем мир богат – и страшное, и дивное. Этим телом он приобщился к Тайнам Божественным: Крещением, Миропомазанием, Причащением Святых Даров, Соборованием – всеми этими чудесными действиями, которыми Бог вещественно сообщает и телу, и душе, и духу человеческому вечную жизнь. Через тело была проявлена ласка и любовь, тело исполняло Христовы заповеди. Телом мы встречались лицом к лицу, и потому с таким благоговением окружаем мы это тело и уверены спокойной, глубокой уверенностью Церкви, что это тело, которое было неразлучно связано на земле с вечной судьбой человека – и в вечности восстанет во славе, когда всё будет совершено по образу Пути, Который есть Христос – Бог Живой, воспринявший плоть от Девы, прошедший всю таинственную человеческую судьбу, сложившую Его смертью крестной во гробе, и победой воскресения вновь восприявший и вознесший тело, наше тело человеческое, нашу человеческую плоть в самые глубины Троичной тайны Своим вознесением...
Вот почему мы с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших, вот почему слова, которые когда-то сказал Христос вдове Наинской: «Не плачь!» – и к нам обращены. Да, не плачь: после того, как Бог стал плотью, и воскрес, и вознесся, человеку смерть уже не предел, а дверь, раскрывающаяся в вечность.
И мы должны уметь забыть себя, забыть своё горе, сказать «отойди прочь» – и созерцать то великое, что совершается у этой таинственной двери в вечной судьбе раба Божьего, который в свой срок вступает в путь всякой плоти, в путь всякой души, предстоит перед Живым Богом, в Которого веровал, на Которого уповал, Которого посильно любил, Которому поклонялся, от Которого получал жизнь. Это должно быть в такие мгновения содержанием наших мыслей и наших переживаний, и всё, что меньше этого, должно быть отстранено хоть отчасти. Сквозь слёзы мы должны увидеть сияние воскресения, и сквозь свою боль – победу Христа над смертью и вечную жизнь, раскрывающуюся для усопших.
Поэтому услышим сердцем, а не только слухом слова Апостола: «Не хочу, чтобы вы были в неведении и чтобы, как неимущие веры, вы убивались горем... Перед нами не смерть, а начало вечной жизни. Поклонимся воскресшему Господу, поклонимся Христу Богу, пришедшему плотию, и проводим в покой временный и в радость вечную уходящего раба Божия, научаясь и как жить, и как умирать.
Слава Господу во веки. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский (1970)

Назад