Не просто сказочник
(с.24 №64)

30.03.2015

В марте исполнилось двести лет со дня рождения Петра Павловича Ершова – человека, написавшего удивительную по сочности русского языка и глубоко народную сказку «Конёк-горбунок». Это поэтическое произведение вмиг прославило имя скромного студента-философа, а Пушкин, прочитав сказку, полушутя, но с неподдельным восторгом произнёс: «Теперь сей род сочинений можно мне и оставить!..». Знаменитого «Горбунка» в нашей стране знает каждый, однако перу Петра Ершова принадлежит немало произведений, отмеченных религиозно-монархическими идеями, ибо этот истинно русский человек понимал подлинное значение известной идейной формулы «Православие, Самодержавие, Народность» как немногие его современники.

Пётр Ершов появился на свет в деревне Безруковой Тобольской губернии 6 марта 1815 года в семье чиновника. Повивальные бабки сошлись во мнении: «Хворый, хилый... не жилец». Родители решили крестить его в тот же самый день. В те времена в Безруково своего храма не существовало, а поселяне были приписаны к приходу градо-Ишимской Богоявленской церкви. В ней и совершил обряд крещения новорождённого священник Иоанн Симонов. В соответствии с церковным календарём-именословом младенца нарекли во имя преподобного Петра Галатийского, или Петра Столпника и Молчальника. Жизнь этого святого отмечена подвигами затворничества и безмолвия. Он мог изгонять бесов и излечивать от недугов, а его власяница, когда её прикладывали к заболевшему ребёнку, оказывала целительное воздействие...

Пётр Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания о преподобном в письмах поэта к друзьям и родственникам. К примеру, в одном из посланий он сообщал своей супруге, что в его родной деревне собрались возвести храм во имя преподобного Петра Столпника, а строить церковь решили на том самом месте, где когда-то стоял дом Ершовых!..

Поэт писал: «Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание, и храмом освятится место рождения моего, и восхвалится имя моего Святого...». Можно предположить, что имя преподобного Петра в каком-то таинственном смысле определило и сам нрав Ершова: его всегда отличали застенчивость, скромность, склонность к уединению.

Пётр Павлович был человеком глубокого религиозного чувства. Вера в Божие Провидение и покорность Промыслу Божьему помогли ему выстоять во всех испытаниях, выпавших на его долю. Смерть родителей, брата, кончина двух жён, сына, трёх дочерей, которым отец давал одно и то же имя – Серафима, не поколебали его веры. В одном из писем к друзьям Ершов размышляет: «Паду ли я, или буду невредим – за всё благословляю благое Провидение. Не упрекните меня в фатализме: вера в Провидение не однозначащее слово с предопределением». Испытав многочисленные потери близких, поэт не только не роптал на Бога, но восклицал: «Но прочь укор на жизнь, на Веру – правдив Всевышнего Закон...».

С ранней юности в круг интересов Ершова входили духовные книги, в которые он любил погружаться, стараясь укрыть их от любопытных взоров посторонних. В зрелые годы Пётр Павлович часто посещал Иоанновский Междугорский и Абалакский монастыри под Тобольском, а во время своей командировки в Петербург в 1858 году заезжал в Свияжский Богородицкий монастырь, где пребывал на покое бывший архиепископ Тобольский Евлампий. На обратном пути остановившись в Москве, Ершов на два дня ездил в Троице-Сергиеву Лавру. С собой он всегда возил крест и икону святого Германа Казанского, а выезжая в различные командировки, служил молебны о благополучном возвращении.

Его художественный мир, философию и эстетику его прозы, поэзии и даже сказки «Конёк-горбунок» невозможно представить вне религиозной сферы, вне отношения писателя к православному миропониманию. Весьма значимыми образами произведений Ершова, особенно его лирики, являются образы «Райской и Небесной обители», «Небесного Света и Светлого Мира упованья», прекрасных ангелов – херувима и серафима, Божьего храма – «Господнего дома», святой Веры, тёплой молитвы и Бога, для Которого он как поэт находит множество имён и определений: «Учитель, Царь Вселенной», «Всеблагой Творец спасенья», «Царь веков», «Отец людей любвеобильный». Религиозное чувство в лирике Ершова неотделимо от эстетического. В стихотворении «К друзьям» герой испытывает восторг перед красотой и совершенством Божьего мира:
Мир Господень так чудесен! Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею, слёз струями напою,
жарким чувством их согрею, в русской речи разолью.

Не только духовная лирика Ершова, но и другие его произведения, неопубликованные или затерянные в старых изданиях, свидетельствуют о разнообразии и глубине его религиозных и художественных интересов. К примеру, в большой волшебно-героической опере в пяти действиях «Страшный меч», так и не получившей сценического воплощения, утверждается мысль о Православии как великой силе, объединяющей русских людей:
Второй наш кубок – за народ
Святой Руси перводержавной!
Да в недрах Веры Православной
его величье возрастёт...

Ершова всегда интересовала и проблема перевода книг духовного содержания. Ещё в первые годы службы в Тобольске он работал над статьёй «О переводе священных книг». А совсем недавно была выяснена судьба рукописи Ершова «Тайная Вечеря Господа нашего Иисуса Христа», являющейся переводом некоторых частей книги немецкого писателя религиозно-романтического направления Брентано. Биограф Петра Павловича, А.И. Мокроусов писал о том, что ему приходилось видеть толстую переплетённую рукопись, где рукой Ершова «начисто переписан перевод столь занимавшей поэта книги». Книга состояла из глав с соответствующими названиями: «Суд у Каиафы», «Снятие с Креста», и так далее. Под рукописью дата: 29 марта 1842 года – день окончания перевода книги.

Всем последующим исследователям творчества Ершова этот перевод был неизвестен, и лишь случай помог узнать, что рукопись сохранилась. Её обнаружили десять лет назад, 6 марта, в день рождения поэта, во время открытия Ершовской литературной гостиной в Тобольском музее, где рукопись экспонировалась в качестве «книги, переписанной Ершовым»...

Кончина Петра Павловича Ершова 18 августа 1869 года была истинно христианской. Перед смертью автор знаменитого «Конька-горбунка» исповедовался и причастился, благословил своё семейство и простился со всеми.

За несколько дней до перехода в мир иной Петра Павловича посетили крестьяне из его родной деревни Безруково, которые рассказали ему о строительстве храма на родине Ершова: храма, на освящении которого он так хотел побывать, желая этого даже в самые последние минуты своей жизни...

По материалам «Сибирской православной газеты»

Назад