Живоносный источник (с.10 №65)

13.05.2015

Всё, что ни совершается в этом мире, всё, что ни происходит с отдельными людьми, народами и целыми странами – во всём проявляется воля Господа. И если так называемые «случайности» нанизать на одну образную нить, пусть она протянулась даже и через тысячелетия, то раскроется удивительная и чудесная закономерность, имя которой – Божественный Промысел. В этом году весь Православный мир 12 апреля праздновал Светлое Христово Воскресение. Давайте же вспомним, что произошло в этот день в Воронеже без малого четверть века назад...

А 12 апреля 1991 года по благословлению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия Алексеево-Акатову женскому монастырю из Покровского кафедрального собора возвратили чудотворную икону «Живоносный Источник», которая пребывает в обители и по сей день. Икона эта весьма древняя по происхождению, а история её появления такова. Многие сотни лет тому назад близ Константинополя находилась роща, посвящённая Богородице. В роще бил родник, издавна прославленный многими чудесами, но со временем забытый и заросший. В 450 году воин императорской гвардии по имени Лев Маркелл повстречал в Богородичной роще слепого, который никак не мог найти выхода из зарослей, и помог несчастному выбраться на тропинку. Слепой умирал от жажды, и Маркелл стал искать, где бы найти воды для страждущего. Внезапно Лев услышал глас Богородицы, повелевающий ему найти в чаще заброшенный источник и тиной из него помазать слепцу глаза. Императорский гвардеец отыскал родник, сделал то, что велела Божия Матерь, и слепой чудесным образом обрёл зрение. А ещё Царица Небесная предрекла Маркеллу, что тот будет императором. Предсказание сбылось через семь лет – простой воин занял византийский престол.

Став императором, Лев вспомнил о предсказании, очистил от грязи источник и воздвиг возле него храм в честь Богородицы. Святой ключ он назвал «Живоносный Источник», так как в нём проявилась чудодейственная благодать Божией Матери. Так же назвали и икону, написанную специально для нового храма.

В VI веке другой византийский император – Юстиниан, исцелясь от тяжкого недуга, в благодарность рядом с существующей Богородичной церковью выстроил ещё один храм. Вскоре вокруг храмов вырос монастырь, ставший впоследствии весьма знаменитым. Уже в XV столетии, после взятия турками Константинополя, мусульмане разрушили святую обитель, а чудотворный ключ засыпали. Но Божия благодать не может исчезнуть бесследно, и источник вновь возродился.

На Руси иконописный образ «Живоносный Источник» почитался всегда. В православных храмах в пятницу Светлой Седмицы после Литургии перед иконой Божией Матери «Живоносный Источник» обычно совершается водосвятный молебен, а освящённой водой люди окропляют сады и огороды, призывая Господа на дарование урожая.

Святому Богородичному образу «Живоносный Источник» молятся о сохранении праведной жизни, об исцелении телесных и духовных недугов, об избавлении от страстей, о помощи в скорбях.

Как же икона (разумеется, её список – копия), впервые оказалась в Воронежском тогда ещё мужском Алексеево-Акатовом монастыре? Этот особо любимый воронежскими прихожанами образ появился в обители усердием и стараниями настоятеля монастыря архимандрита Мефодия в 1820 году. К слову, именно в те же годы турками была разрушена последняя православная церковь у константинопольского источника...

Митрополит Мефодий, при котором в монастыре появилась прославленная икона, много сделал для благоустройства Алексеево-Акатовой обители. В миру его звали Михаил Георгиевич Орлов-Соколов. Он родился в 1774 году в семье священника. Окончил Казанскую духовную семинарию, в двадцатидвухлетнем возрасте был рукоположен в сан и направлен священником Рождественского собора в Свияжск. Через год отец Михаил лишился супруги и вскоре возымел намерение принять постриг. Не правда ли, судьба Михаила Орлова-Соколова чем-то напоминает судьбу святителя Митрофана Воронежского? Их даже и звали в миру одинаково. В 1802 году отец Михаил был пострижен в монашество с именем Мефодий. После нескольких лет служения в Казани и Калуге, 13 февраля 1812 года Мефодия назначают настоятелем воронежского Алексеево-Акатова монастыря. В нашей обители Мефодий пробыл четырнадцать лет, затем был хиротонисан во епископа Нижегородского и Арзамасского, а 12 мая 1827 года тихо отошёл ко Господу в Макарьевском Желтоводском монастыре, где и погребён.

Наш первый воронежский епископ святитель Митрофан в своё время тоже служил в этой обители. Только для Воронежского святителя служба в Желтоводской обители предшествовала его Воронежскому епископству, а для бывшего настоятеля Алексеево-Акатова монастыря стала окончанием его земного служения Господу.

После Мефодия в Алексеево-Акатовом монастыре подвизалось немало достойных пастырей, да и сама обитель считалась близкой к образцовой. Однако XX столетие послало монастырю многие испытания – такое настало время, лихое, богоборческое. В 1931 году Алексеево-Акатов монастырь закрыли, его имущество растащили, а большинство икон оказалось в краеведческом и в антирелигиозном музее. Перед Великой Отечественной войной многие иконы сложили в запасники, которые располагались во дворе современного главного управления ЮВЖД. В канун немецкого наступления на Воронеж часть святых образов успели вывезти, те же, что остались в занятом фашистами городе, сгорели в большом пожаре. Почитаемых икон было немало! К примеру, из того же Алексеево-Акатова монастыря икона Божией Матери «Троеручица», прославленная многими чудесами. Судьба этого святого образа, увы, так и осталась неизвестна.

Но образ «Живоносного Источника» не погиб в пламени и уже после войны находился в Покровском соборе. И вот в апреле 1991-го он был возвращён на прежнее место – в возрождённый Алексеево-Акатов монастырь, теперь уже женский. Итак, при одном Мефодии – митрополите, «Живоносный Источник» в обители появился, а при другом Мефодии вернулся...

Ныне «Живоносный Источник» – одна из самых чтимых икон монастыря. На ней изображена Богородица, выходящая из воды, с Иисусом Христом на руках. 7 сентября 1992 года, в канун праздника «Владимирской» иконы Пресвятой Богородицы, образ «Живоносный Источник» впервые начал мироточить. Миро появлялось с жезла Божией Матери и со свитка Младенца Иисуса.

Между прочим, с 1997 года замироточила и принятая Акатовым монастырем в дар от одного сельского храма икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. После реставрации она замироточила снова. Миро истекало из панагии святителя Тихона и из жезла святителя Митрофана. И дата начала мироточения «Живоносного Источника» отнюдь не случайна, ведь произошло это, как уже сказано, в канун праздника сретения иконы Божией Матери «Владимирская». В истории нашей страны чудотворный «Владимирский» образ трижды спасал Православную Русь от вражеского нашествия: в 1395 году от Тамерланова погрома, от Орды хана Ахмата в 1480-м и в 1521 году от похода Мехмет-Гирея.

Сам Алексеево-Акатов монастырь возник в Воронеже тоже по поводу военной победы. 20 июля 1620 года воронежцам удалось разгромить у стен крепости сильный отряд литовцев и черкас. Когда находники приближались к крепости, её защитники дали обет: в случае победы построить храм в честь святого, на день празднования которого она будет одержана. Враг был разбит в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского. Вскоре на «акатовой» – покатой – поляне у реки образовался мужской монастырь...

Вот такая связь событий, имён и чудес, Промыслом Божиим дарованная. И в этом году, празднуя 12 апреля день Светлого Христова Воскресения, хорошо вспомнить о том.

Назад