Пасха победителей (И. Маркин, с.2 №65)

13.05.2015

Главный православный праздник – праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха – в 1945 году отмечали 6 мая. В тот день Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в своём послании обратился к народу со словами: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на победу правды и света над неправдой и тьмой... Свету и Силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие Всемогущество явилось над мнимой силой человеческой».

«С нами Бог» – было выбито на солдатских бляхах фашистов, кресты изображались на их самолётах и их танках... Но Бог был – не с ними, а с нами, потому что сердца и помыслы многих наших соотечественников в ту тяжкую годину с горячей молитвой обратились к Нему. И сатанинские силы оказались не способны противостоять Божественной Благодати. Фашисты уповали на то, что гонимая в СССР Церковь поможет им, но этого не произошло: Православная Церковь осталась со своим народом, а русский народ – остался народом-богоносцем...

Великая Отечественная война – очередная Русская Голгофа, увы! – далеко не первая в духовной истории России. Наверное, и не последняя, но самая, конечно, страшная: сотни разрушенных до основания городов, тысячи сожжённых дотла сёл и деревень вкупе с людскими потерями и искалеченными судьбами миллионов наших сограждан. Это тяжкое время словно отмечено знаком нашего общего Русского Креста...
Русская советская поэзия поры военного лихолетья с необыкновенной остротой прочувствовала подобный настрой, горькими и, вместе с тем, светлыми строками запечатлев в нашем сознании православный символ Креста.

Вспомним отрывок из стихотворения Константина Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?»:

 

Как будто за каждою русской околицей,
крестом своих рук ограждая живых,
всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
за в Бога не верящих внуков своих...

Комментируя стихотворение и раскрывая значение в нём Креста, наш современник диакон Владимир Василик пишет: «Здесь Крест – живая молитва: усопших за живых, матерей за сыновей, жён – за мужей, невест – за женихов». Добавим: за отцов, за братьев, за всех сродников. Василик продолжает: «В этих молитвах есть и иное: парадокс народной жизни, сочетание Веры и неверия, официальной идеологии и исконных православных основ русской жизни. Вот лишь одна парадоксальная, на первый взгляд, выдержка из фронтового письма тех лет: «Мама, я вступаю в партию. Мама, помолись за меня Богу...».

Вера русского народа во всей силе и во всём величии проявилась в Великую Отечественную войну. Сергей Наровчатов – ещё один поэт военной поры, описавший то, что видел собственными глазами:

 

Запоминаю над деревней пламя
и ветер, разносивший жаркий прах,
и девушек, библейскими гвоздями
распятых на райкомовских дверях...

Да, война – это распятие, но за ним идёт – Воскресение! «Свете Неизменный...» – поёт Церковь в день Преображения. И наш народ в Великой Отечественной войне прошёл через крестные страдания и духовное воскресение, и Преображением для него стало новое обретение Неизменного Света, возрождение русского Православия, а сама великая Победа в той войне – Русской Пасхой.

Праздник Светлого Христова Воскресения незабываемого 1945 года пришелся на день Святого Великомученика Победоносца Георгия – «пленных свободителя и нищих защитителя». Воина святого, победителя змея, представляющего древнее зло. Именно таким воином и явился для склонившейся перед фашистами Европы русский советский солдат.

В ночь со вторника на среду Светлой Седмицы в ноль-ноль часов 43 минуты фашистская Германия в лице преемника Гитлера – гросс-адмирала Карла Денница подписала акт о безоговорочной капитуляции, и об этом было объявлено на весь мир. Со стороны победителей капитуляцию фашистской Германии подписал маршал Жуков, носивший, как известно, имя Георгий. Неслучайное событие в день именин Георгия Константиновича... Долгожданная Победа соединилась с пасхальной радостью, и 9 мая к возгласу «Христос Воскресе!» наконец-то добавился и долгожданный клич: «С днём Победы!»

Пасха 1945-го не стала первой в военные годы: после долгих лет официального запрета она достаточно широко праздновалась в нашей стране уже в третий раз. В 1942 году Пасха была очень ранней – 5 апреля. И здесь безусловно проявилась Божия промыслительность: праздник Пасхи совпал с семисотлетней годовщиной разгрома Александром Невским немецких рыцарей на льду Чудского озера. Проявилась как напоминание: вот как надо бить врага! Так, как в назидание потомкам побеждал новгородский князь. Причём назидание это было послано через века не только нашим воинам, но и потомкам их противника – тоже. И знаменательно, что через семь сотен лет после Ледового побоища, 4 апреля, в 6-00 утра по столичному радио «вдруг» сообщили, что в Пасхальную ночь комендатура Москвы разрешает свободное движение по городу!.. Это известие народ принял с восторгом и ликованием. В одной только Московской области на ночное Богослужение пришло около девяноста тысяч человек! После той Пасхи Церковь призвала весь народ к сбору средств для раненых, на вооружение, на помощь армии...

Тыл помогал фронту, как мог и чем мог. Люди трудились день и ночь. Не остались в стороне и наши земляки. Житель небольшого хутора из-под Боброва Нестеров в одиночку ручной жаткой за два дня накосил семь гектаров. В военное время – цифра обычная, но если учесть, что этому колхознику тогда исполнилось 92 года, поразишься: Богатырь? Безусловно. Сто тысяч рублей личных сбережений внёс на постройку танка 75-летний член сельхозартели «Имени Парижской Коммуны» Калачеевского района Ераст Фёдорович Крамарев. По сравнению с Нестеровым он молод! Многие подхватили почин Крамарева. Как вспомнить всех? Они – были, и низкий им всем поклон. Как же победить такой народ, если даже глубокие старцы «слезали с печи» и вносили в Победу свою лепту?

«Христос воскресе из мертвых» – пели и поют на Пасху во всех храмах. Это поёт в душе радость жизни, поёт обо всех, оставшихся в живых. Поёт, ликует возрождённая Церковь, и значит, что Господь принял и освятил все жертвы, принесённые народом. Светлая память всех на поле брани убиенных, потому что у Бога – все живы... Это – Победа!

То, о чём мечтал наш народ всю войну, стало реальностью в Пасхальные дни 1945 года. То, что Победа была нам дарована Промыслом и Милостью Божией, стало ясно каждому, кто наряду с воинским и трудовым подвигом обращался с молитвами к Господу, Богородице, святым угодникам Божиим. Мы не можем знать имена всех, чьи молитвы были услышаны Господом в годы Великой Отечественной. Очевидно одно: в тяжелейшие военные годы Он просветил наш народ «светом Своего познания в меру его и привел к покаянию».

Вместе с теми, кто выстрадал Победу, мы говорим: «Господи! Слава Тебе, показавшему нам Свет! Слава Богу за все!»

Игорь Маркин

Назад