БУДЬТЕ ДРУЗЬЯМИ БОГУ (свт. Лука Крымский, с.2 №67)

01.07.2015

БУДЬТЕ ДРУЗЬЯМИ БОГУ, А НЕ МИРУ
Почему не всегда исполняются молитвенные прошения наши

Откройте сердца ваши и вникните в слова Христовы: «...говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам» [Мк. 11, 24].
Как будто бы совершенно определённое и ясное обещание Христово исполнять все наши прошения и молитвы. А как часто вы плачете о том, что не исполняются молитвы ваши, как часто горюете об этом! Почему же, почему так?

Почему святой апостол Иаков говорит совсем не то, что сказал Господь Иисус? В его Соборном послании читаем: «Про́сите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для своих вожделений. Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? И так, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» [Иак. 4, 3-4]. Что же это значит? Разве апостол святой мог противоречить Господу Иисусу Христу? Конечно, нет. Как же объяснить это видимое противоречие?

Вот как. Слова Христа «всё, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите», относились к Его святым апостолам, Его ученикам, к друзьям Его, а не ко всем прелюбодеицам. Апостолы и другие христиане, исполняющие закон Христов, получат и всё просимое, а прелюбодеи и прелюбодеицы – не получат.

О каких это прелюбодеях и прелюбодеицах говорит святой апостол? Только ли о подлинно совершивших прелюбодеяние? Нет, о другом: о прелюбодеянии в отношении Самого Бога. «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас» [Иак. 4, 5]. Прелюбодеями и прелюбодеицами называет он тех, кто изменяет любви к Богу, кто любовь к Богу разделяет с чем-нибудь иным, как прелюбодей разделяет любовь к жене своей с любовью к чужой женщине.

Есть прелюбодеи и прелюбодеицы в отношении Самого Бога. Кто же это такие? Это те, которые в дружбе с миром. Ибо сказано апостолом Иаковом: дружба с миром есть вражда против Бога. И апостол Иоанн Богослов призывает: «Не люби́те мира, ни того, что в мире. Кто любит мир; в том нет любви Отчей» [1Ин. 2, 15]. О каком же это мире говорят святые апостолы? Неужели о прекрасном мире, сотворённом Богом, мире, который блистает Божественной красотой? Нет, совсем о другом мире, ибо в Святом Писании слово мир обозначает и вселенную, и нечто совсем иное.

Мир во втором значении этого слова – это все те, которые живут без Бога; мир – это все те, кто не алчет и не жаждет Правды, а алчет и жаждет только наслаждений, только утоления страстей своих; мир – это те, кто не устраивает всю жизнь свою согласно словам Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» [Мф. 7, 13-14].
По торному, широкому пути стремятся – перегоняя и сталкивая друг друга, давя друг друга – бесконечные толпы людей. Куда бегут, куда стремятся, чего ищут они?

Вовсе не ищут они Вечной Правды, не алчут и не жаждут Правды, как люди, возлюбившие Христа. Они алчут и жаждут совсем другого: чтобы устроить как можно уютнее и приятнее жизнь свою и своей семьи. Они только к временным суетным благам кратковременной жизни земной стремятся, не помышляя о жизни вечной. Они не стремятся войти в неё, думая, что всё кончается со смертью. Много крови на этом широком торном пути, ибо со злобою и ненавистью борются на нём друг с другом все те, кто стремится только к благам мира сего. Много на этом пути таких, которые устраивают жизнь свою за счёт благополучия других, которые предают друг друга и даже тех, которые отрекаются от своих благодетелей и предают их.

Правда, не все бегущие по широкому пути так нечисты, так жестоки. По этому пути идут и другие люди: честные, не творящие зла, не обагряющие в крови рук своих, не устраивающие благополучие своё за счёт благополучия других. Кто же это? Это те, которые «не разумея Праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились Праведности Божией» [Рим. 10, 3]. Они не покоряются Правде Божией и ставят себе целью – свою собственную правду. Одни – правду научную, другие – правду политическую... Их собственная правда – тот кумир, который они себе создали. Они поклоняются этому кумиру, не поклоняясь Богу, они «идут собственным путём». Различными путями идут люди в жизни и думают, что все их пути хороши...

А Господь разоряет, часто совсем разоряет пути эти, ибо они – не Божьи пути. Идущие этими путями не возводят очей своих горе́, к Престолу Божию. Они не помышляют о той Вечной Правде, которую принёс на землю Господь наш Иисус Христос. Они ни во что ставят величайшую святыню Крови Христовой.

О них сказал святой апостол Павел в послании к евреям: «Если отвергшийся закона Моисеева при двух или трёх свидетелях без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, Которою освящён, и Духа Благодати оскорбляет?» [Евр. 10, 28-29]. И как много попирающих Кровь Христову! А если и не попирающих, то ни во что ставящих её, забывающих о Кресте Христовом, которым спас Он мир...

Вот о ком говорит святой апостол: о прелюбодеях и прелюбодеицах в отношении Бога. Они не получат просимого, потому что они – не друзья Божьи, а Господь наш сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» [Ин. 5, 14].

Все, все можете стать друзьями Божьими – только бы захотели, только бы поставили целью жизни своей исполнение заповедей Христовых, только бы с трепетом взирали умственными очами на Крест Христов, только бы Крест Его был начертан на сердцах ваших!.. Тогда чего ни попросите – будет вам. Ибо не только к святым апостолам, но и ко всем праведным, ко всем чистым христианам относятся слова эти, ко всем, кто исполняет заповеди Его, кто становится достойным носить имя христианина. Вот в чём дело: надо стать друзьями Христовыми, а не быть друзьями мира, ибо невозможно совместить служение Богу со служением миру; ибо невозможно совместить любовь к Богу с любовью к миру. Одно из двух: или Бог, или мир.

И если выберем Бога, начнём исполнять заповеди Христовы – тогда прелести и обольщения мира в глазах наших станут совершенно ничтожными, не представляющими решительно никакого интереса, подобно тому как ненужными и неинтересными для взрослых становятся игры, забавляющие малых детей. Тогда, придя в совершенный возраст, превыше всех благ, всех наслаждений мира будут стремиться они только к благам Божьим, станут алкать и жаждать Правды...
Но надо, чтобы Крест Христов был неизгладимо начертан на сердцах ваших, чтобы никогда не забывали вы о Кресте Христовом, о Крови Его, которою все спасены. Когда станете такими, когда будете молиться, прося только на добро, когда будете просить о том, о чём молил пророк Давид в 50-м псалме:
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», – о том просить, чтобы дал Господь смирение, тихость, благость, любовь святую, – только об этом!.. – тогда безусловно исполнятся прошения ваши.

А если будете просить на зло, если будете подобны ворам, которые крестятся, идя на промысел свой и прося у Бога помощи – не получите, конечно, не получите просимого, никогда, никогда не получите!..

Итак, просите только того, что угодно Богу. И будьте друзьями Богу, а не миру.

Святитель Лука Крымский. 22 июля 1951 г.

Назад