ВСЕГО МИРА НАДЕЖДА И УТЕШЕНИЕ (№66 с.6)

04.08.2015

«Табынская» икона Божией Матери – один из самых загадочных иконописных образов в России. «Табынскую» икону называют и чудесной, и чудотворной. Во многих местах России встречаются смутные воспоминания о ней, а порой и легендарные сказания. Старые люди говорили: «Да, есть такая икона, она как «Казанская» – очень старинная, с тёмным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому и называется она Табынскою. А лик иногда всё же открывается, но только избранным Богородицею людям».

Согласно старинной легенде, имевшей хождение в Китае, «Табынская» чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне это территория Башкирии). О видении монах-провидец рассказал своему другу – монаху-иконописцу. И тем же летом икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской, впоследствии – в Табынской крепости, в окрестностях которой издавна жили старообрядцы и казаки, всегда этот образ Божией Матери почитавших.

Когда 1871 году «Табынская» икона впервые с разрешения Святейшего Синода была принесена в город Уральск, было замечено, что раскольники, ранее не посещавшие православные церкви, стали ходить к Богослужению и принимать святую икону в свои дома.

Первое явление «Табынской» иконы Божией Матери произошло, скорее всего, между 1594 и 1597 годом. Найдена она была на огромном «Белом камне» высотой три метра у слияния (стока) рек Усолье и Коренной. Как гласит предание, иеродиакон Амвросий возвращался вечером с сенокоса. И, проходя мимо солёного источника, услышал голос: «Возьми Мою икону» – но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить на них внимания. На следующий день ничего необычного не случилось. В третий день, проходя там же, он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия Богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Иеродиакон осмотрелся и увидел на большом камне в тени высокого дерева икону Божией Матери. Камень нависал над двумя источниками, один из которых был солёный, другой – пресный. Амвросий поклонился иконе и побежал в монастырь.

Братия с честью и с пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать – и увидели её на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда было решено построить над вратами часовню; это осуществили, там и стали молиться ей.

Как говорит сказание, когда поначалу «икона Пречистой была перенесена братией в монастырь, оттуда она была носима и в Казань, и в Уфу, но, как бы не обретя там себе места, она снова явилась на камне, и снова была поставляема в монастырь». Это стало известно царю Фёдору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген основал монастырь «Пречистенский». Сказание удостоверяет, что «Табынскую» икону, после того как особое почитание к ней проявил казанский архиепископ Гермоген, будущий патриарх Всея Руси, пытались оставить или в Казани или в Уфе, но Божия Матерь сама избрала удел: икона вновь явилась там же, на камне. Может быть, поэтому в народе её называли ещё «явленной», ибо она много раз являлась на избранном Богоматерью месте. Второе название камня, на котором была явлена «Табынская» икона – «Попов Камень».

Ещё одно явление «Табынской» иконы в 1765 году случилось в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает, что три пастуха-башкира пасли скотину у солёных ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить её топором, говоря: «Вот Русский Бог!..» – и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи там же и ослепли и, сильно испугавшись, стали плакать и молиться: «Не уйдём, пока нас Русский Бог не исцелит». Самый молодой среди них, башкир лет 14-15-ти, особо сильно молился – и прозрел!.. Он повёл своих товарищей-пастухов к солёному источнику. Там они, каясь в содеянном злодеянии, умыли глаза солёной водой – и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала считаться святой.

Тем временем жители Богоявленского завода заволновались, всё ли в порядке со скотиной – ведь наступил уже вечер. Разыскивая стадо, они побежали к солёным ключам и обрели рядом с ними чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в ближайшую церковь, но утром икону обнаружили не в ней, а в Табынском храме. Известно, что молодой башкир, чудесным образом прозревший по горячей молитве, вскоре принял святое крещение и, прожив долгую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в городе Челябинске.

Углубимся в историю, чтобы полнее понять религиозное значение образа «Табынской» Богоматери для Православной Руси.

Появление названия «Табын» в Башкирской географии относится к временам кагана Чингисхана, что имеет отношение к Хазарской епархии, списками главной иконы которой являются иконы «Казанская» и «Табынская». При этом Чингисхан стал каганом уже после того, как титул кагана носил князь Олег Святославич – сын Святослава Ярославича. Титул кагана имела и супруга Олега Святославича – Феофано-Музалон, родившаяся на острове Родос, где одно время жил пленённый князь Олег. Тмутараканское княжество образовалось на землях развалившегося Хазарского каганата (крымское и таманское побережье) в 965 году. Князей Тмутараканских именовали каганами. Во время раскопок в Керчи была найдена печать с греческой надписью: «Господи, помоги рабе твоей Феофании, архонтиссе Росии, Музалониссе»... Дело в том, что Олег Святославович при разводе с Феофано-Музалон передал своей жене крымское побережье княжества, Боспор (Боспор – греческое название Керченского пролива). А разведённая Музалон вместе с Боспором (около 1094 года) перешла в подданство Византии. Так Боспор после развода Олега и Феофано оказался у Византии.

Особая Хазарская (Хоцирская) епархия, копией главной иконы которой является «Табынская» икона Божией Матери, была учреждена ещё до того, как каганом Хазарии стал князь Олег Святославич, в городе Фуллы – административном центре хазарских владений в Крыму, где проживало много христиан. Так что прообраз «Табынской» и «Казанской» иконы имеет крымское происхождение!..

Появление Хазарской епархии в Крыму и Тамани стало следствием борьбы с хазарским узурпатором Обадией. Хазарские феодалы, которых он потеснил, были недовольны и восстали против него. Во время этой гражданской войны в Хазарии пострадали христиане.

Описание начала внутрихазарской войны сохранил для истории византийский император Константин Багрянородный, крестивший Великую княгиню Ольгу в Софийском Соборе Константинополя. События, описанные Константином Багрянородным, происходили в IX-X веках. В конечном счёте, в роли примирителя в Хазарию послали Константина (Кирилла) Философа, известного по истории Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. По преданию, хазары обещали в случае победы Константина Философа в религиозном диспуте дать большую свободу христианам...

Согласно преданию, «Табынская» икона Божией Матери впервые явилась в девятую пятницу после Пасхи. Ныне день явления иконы празднуется всем народом, а Божия Матерь отмечает этот день великими чудесами.

По некоторым сведениям, во время гражданской войны отступавшими войсками атамана Дутова икона была перенесена за границу. И долгое время (до прихода коммунистов к власти) находилась в Китае. Во всех перемещениях, в том числе и в Крестных ходах, «Табынскую» икону, после её явления, возили в карете с пятью главками. Икону никогда не носили пешком – её возили, как царицу...

Сейчас местонахождение святыни-покровительницы Уральского края неизвестно. Немало легенд и о том, где теперь находится «Табынская» икона Богородицы. Место ей разные источники и народная молва определяют и в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной Церкви, и в музеях Харбина и Москвы, и в частных коллекциях австралийцев.

Сохранился почитаемый список «Табынской» иконы. С 3 июня 2010 года Правлением Оренбургского казачьего войска установлен круглогодичный Крестный ход со списком «Табынской» Богоматери. С тех пор казаки с иконой побывали в тысячах приходов Русской Православной Церкви в России, Абхазии, Южной Осетии, даже в Сербии и на святой горе Афон. В 2014 году икона посетила сёла и храмы Мордовии, а потом неделю пребывала в Санаксарском монастыре.

На том месте, где икона была обретена, и поныне бьют солёные источники, не иссякает и пресный. Состав изливающейся из разных источников воды различный: один есть с водою, содержащей сероводород, вода из другого богата глицерином, ею промывают глаза – и исцеляются, подобно тому, как прозрели башкиры, некогда нашедшие образ «Русского Бога»… Чудесный солёный источник наполняется целительной водой ежегодно в девятую пятницу после Пасхи, а в 2014 году он наполнился и в пятницу на Страстной Седмице, как будто для того, чтобы все паломники смогли испить воды и взять её собою.

«Табынскую» икону считают подобной древней святыне Москвы – «Иверской» иконе, поскольку она имеет византийский характер письма и необычно тёмный жёлто-коричневый тон красок. Почтение, которое отдают «Табынской» иконе, имеет особое значение. «Табынской» иконе в конце мира надлежит сыграть особую всемирную роль, полагал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), многими верующими почитаемый как святой старец, написавший в акафисте этому святому образу Богородицы: «Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение»… Митрополит Иоанн ушёл из жизни в начале ноября 1995 года, спустя более 130 лет после дня рождения Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, вместе с гробом которой «Табынскую» икону вывозили из России через Китай в годы революции...

В этом году празднование «Табынской» иконе Божьей Матери пришлось на 12 июня – День России.

Авторы-источники:
Наталья Чистякова-Ярославова;
протоиерей Владимир Сергеев

Назад