На дальних берегах (с.14 №68)

04.12.2015

Русские люди, вынужденные по разным причинами покинуть Отечество, милостью Божией, как правило, сохраняли в своих душах и сердцах православную веру. В рассеянии сущие, на дальних берегах, за морями и океанами они воздвигали православные храмы. Где бы ни были – в Южной Америке, Австралии или Африке – русские совершали свою спасительную миссию, на чужой земле сохраняя единство в Вере и основывая православные приходы. И своим миссионерским подвигом они бла- готворно влияли на нравственность местных жителей.

Так наши соотечественники, эмигрировавшие в католическую Аргентину к концу XIX столетия, от отсутствия родных православных храмов чувствовали себя весьма неуютно. 13 октября 1887 года русские, осевшие на берегах Ла Платы, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Ай- ресе. При участии посланника при Аргентине и Бразилии А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева в Буэнос-Айресе открылся первый в Южной Америке православный храм. Была отслужена первая в Южном полушарии православная Литургия...

Однако церковь, расположенная в ветхом доме, не удовлетворяла чаяний русских аргентинцев. Назначенный настоятелем церкви отец Константин (Изразцов) понимал, что только собственный русский храм будет соответствовать величию Православия.

На аудиенции, данной отцу Константину уже новым российским императором, Николаем II, государь расспросил священника о положении Православия в Аргентине и пожертвовал на богоугодное дело из своих средств пять тысяч рублей. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна и другие члены императорской фамилии тоже жертвовали на храм. Большие пожертвования внесли о. Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин и Д.Ф. Самарин.

6 декабря 1898 года, в праздник святителя Николая Чудотворца в Буэнос-Айресе заложили русскую церковь. 23 сентября 1901 года Свято-Троицкий храм с престола ми во имя Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины при боль- шом стечении народа торжественно освятили. На освящении отец Константин напомнил, что Православная Церковь всегда молится о мире для всего мира, о соединении всех братской любовью, молится и об изобилии плодов земных в жаркой, но гостеприимной Аргентине...

Церковь в стиле московских храмов XVII века воздвигли на красивом месте в историческом центре города. Расписывали храм художники В. Павлов, Г. Нестеров, В. Беляев и наш земляк, известный художник А. Рябушкин. Фирма Кузнецова из- готовила уникальный фарфоровый иконостас, а афонские старцы по жертвовали в храм святые мощи.

Отец Константин (Изразцов) со временем стал главой Русской Православной Церкви в Аргентине.  

А Свято-Троицкий храм в Буэнос-Айресе вот уже более ста лет открыт для всех, кто, находясь вдали от Родины, обращается с горячей молитвой к Господу.

В далёкой Австралии первый русский православный храм был освящён во имя святителя Николая Чудотворца. Первый русский священник на «зелёном континенте», отец Александр Шабашев, прибыл в город Брисбен в 1923 году. Его усилиями с помощью русских эмигрантов 14 октября 1925 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в имевшемся в городе англиканском храме святого Фомы начались православные Богослужения. Вскоре прихожане на свои средства купили домик, который был переоборудован в храм и ос- вящён во имя святителя Николая Угодника.

Однако русские люди, вспоми- ная родные церкви своего Отечества, тосковали по зодческой теплоте храмов покинутой ими России...

В 1933 году настоятелем Свято-Никольского храма назначается бывший военный священник про- тоиерей Валентин Антоньев. Во время Первой Мировой войны он был дважды ранен и за храбрость награждён знаками отличия, имел право ношения наперсного креста на Георгиевской ленте. Сам российский император пожаловал его орденом «Святой Анны» II степени. А в мирной жизни до того, как стать брисбенским настоятелем, отец Ва- лентин работал на железной дороге, в угольных копях, служил кочегаром на пароходе.

Отец Валентин организовал сбор средств на постройку нового храма, и в нём участвовали русские люди всего штата Квинсленд: они считались полноправными членами православной прихода. В каждом провинциальном городке, где имелось русское население, учреждались церковные общины, приписанные к брисбенской Свято- Никольской церкви, и её постройка стала общим делом русских, проживающих в Квинсленде.

В 1935 году первый камень но- вого церковного здания заложил старейший прихожанин Тит Александрович Головизнин. Храм рос, но когда дело дошло до колокольни и куполов, возникли проблемы: ав- стралийцы даже понятия не имели, как их делать. Выручил Головизнин, в своё время в России трудившийся строителем. Однако по-английски он почти не говорил, и работа снова приостановилась. Слава Богу, нашёлся русский водопро- водчик, который мог переводить австралийцам указания Головизнина. Несмотря на преклонный возраст, Тит Александрович залезал на крышу строящегося храма и руководил сооружением колокольни, своими руками он прикрепил на куполе крест.

Иконостас писали талантливые художники Бобров и Мураренко. Вдова священника Лидия Турчинская пожертвовала несколько ценных икон.

4 октября 1936 года освящение храма совершил архиепископ Тимофоей (Евангелинидис), а под Престол была заложена частица мощей святых Сорока Мучеников Севастийских. Так брисбенский Никольский храм стал первым русским православным храмом в Австралии.

Освящённый во имя любимого всеми русскими людьми святого, храм был возведён также и в память Царственных Страстотерпцев: убиенных императора Николая II и его семьи.

Подвиг храмостроительства, предпринятый Валентином Антоньевым и русской православной общиной Квинсленда, признал зарубежный Синод РПЦ во главе с Митрополитом Антонием (Храповицким). После Второй Мировой войны храм стал кафедральным собором. И в наше время он является свидетельством жертвенного подвига Боголюбия и Веры русских православных людей, занесённых далеко от родной земли.

В Африке Православие дало свои благодатные ростки в XX веке в Кении. Почти сразу африканская Православная Церковь завязала отношения с Александрийским Па- триархатом, желая перейти под его юрисдикцию, чтобы положить на- чало каноническому бытию новой Церкви. Но вскоре в стране началась междоусобная война, в ходе которой православные храмы закрывались либо уничтожались языч- никами. Тогда Александрийский Патриархат создал Иринопольское архиепископство для подготовки пастырей в Кении, Танзании и Уганде.

Вскоре в Уганде появился собственный митрополит Феодор, который стал первым в истории чернокожим епископом Православ- ной Церкви. В столице Ганы, Аккре, 28 октября 1994 года был освящён Преображенский собор. В танза- нийском городе Букоба появилась резиденция местного епископа...

Удивительный случай произошёл в деревне Коньябугуру, что недалеко от епархиальной Букобы. Деревня расположена в засушливой местности, и её жителям в поисках воды приходилось проводить немало времени, проходя длинные дистанции. Но после молитв православного священника в деревне появился источник, не иссякший и поныне.

Это чудо привело в правосла- вие многих жителей Танзании. В 1990 году в деревне был создан православный приход и построена церковь, освящённая во имя Антония Великого

Назад