ТРУДЫ ХУДОЖНИКА И ХРИСТИАНИНА (И.Маркин №69 с.22)

12.01.2016

Для православного человека Свято-Троицкая Сергиева Лавра является местом особым, формирующим миропонимание русского христианина. В тяжелейшее для России Смутное время святая обитель выдержала беспримерную по мужеству осаду иноземных находников, став одним из центров народного ополчения Минина и Пожарского, и внесла огромный вклад в сохранение русской государственности. Ныне, в память о давних героических событиях, 4 ноября наша страна празднует День Единения. Но уже более трёхсот лет в государственно-православном календаре России в этот день чествуется «Казанская» икона Божией Матери.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых святынь нашего Отечества – является великим духовным оплотом, в стенах её многие поколения наших соотечественников и единоверцев в молитве обретали душевные силы и покой, отрешаясь от внутренних нестроений. Но в лихие богоборческие годы и эта святая обитель оказалась на грани разрушения. Однако Господь не попустил её исчезновения. И немалую лепту в возрождение Лавры внёс замечательный художник Викентий Павлович Трофимов.

Он родился в Пермском крае 24 ноября 1878 года в семье сибирских казаков-землепроходцев. Отец его, известный судовладелец, радея о развитии промышленности края, со своими компаньонами энергично пропагандировал среди земляков идею возрождения торгового мореплавания по Северному морскому пути и организации ярмарок в Мангазее...

А наделённый тягой к путешествиям и живописным даром наследник его, Викентий, окончив престижное Московское художественное училище имени Строганова, продолжил образование за границей.

Более десяти лет Трофимов посвятил Воронежу, прожив в нашем городе с 1911 по 1922 год. Среди работ живописца сохранился этюд, посвящённый приезду в Воронеж императора Николая II в канун I Мировой войны. В Воронеже Викентий Трофимов был заведующим и творческим руководителем художественно-ремесленного училища имени Коломенкина – филиала знаменитой московской «Строгановки». Художник неоднократно участвовал в различных всероссийских выставках, проводившихся в Москве и Санкт-Петербурге, не раз удостаиваясь там первых премий. Нередко его картины покупались в первый же день выставки!..

В 1920 году к Викентию Трофимову обратились члены комиссии, возглавляемой известным искусствоведом профессором Успенским, поставившие перед собой цель спасти уходящую натуру старого Воронежа. Тогда же в наш город прибыл знаменитый автор живописных исторических полотен Аполлинарий Васнецов. Приглашение не случайное: Васнецов возглавлял комиссию по изучению старой Москвы. Кстати, он был и единственным из художников, кто в советское время публично выступил против сноса храма Христа Спасителя в столице. Пребывая в Воронеже, он выполнил эскиз «Вероятный вид города с московской стороны в XVII веке».

А Викентий Трофимов написал целую серию картин, изображавших старый Воронеж. Между прочим, он являлся превосходным яхтсменом. Наверное, любовь к большим рекам и к морю он унаследовал от отца-судовладельца. Художник прекрасно рисовал парусники, что ярко проявилось в его воронежских этюдах, посвящённых Адмиралтейской верфи. Викентий Павлович тщательно изучил воронежские архивы, исходил многие старинные городские улицы – и неудивительно, что в своих работах он сумел глубоко почувствовать, оживить былые времена, историю, быт и культуру ушедшего Воронежа. Так, картины «Успенская церковь с домами Меншикова и Апраксина», «Дом Петра I в Воронеже» и «Постройка кораблей в Воронеже» являют современникам бурную эпоху Петровского времени, а рисунки, изображающие деревянную крепость Воронеж, с летописной точностью и лаконизмом фиксируют самые истоки возникновения города. Большинство работ Трофимова – акварельные. Но, по определению знатоков, так же точно, легко и прозрачно писал он маслом. Уже в наши дни мир искусства заново узнаёт творчество Викентия Трофимова.

В 1924 году художник с семьёй переехал из Воронежа в Омск, а через несколько лет в Москву. С конца 1930-х годов он жил в Сергиевом Посаде, тогда именовавшемся «Загорск». Там Викентий Павлович вместе со своим старшим сыном Игнатием осуществил одну из самых удивительных в мире работ – реставрацию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Перед Трофимовыми стояла сложнейшая задача, ибо архитектурный облик Лавры складывался на протяжении четырёх веков. Необходимо было сохранить уникальность, узнаваемость и характерность каждого памятника, и в то же время весь комплекс Лавры должен был остаться единым и восприниматься гармонично. В процессе этой титанической работы сложился творческий союз отца и сына. Игнатий Викентьевич как главный архитектор разработал генеральный план реставрации, а сам Викентий Павлович, прекрасно владея искусством композиции, осуществлял художественные реконструкции памятников Лавры в том виде, какими их увидел Трофимов-младший.

Будучи художником, творящим в советскую эпоху, Викентий Трофимов смог выполнить работу, за которую и взяться-то дано было далеко не каждому. Для восстановления великой православной святыни надо иметь мощнейшую основу – христианский взгляд на мир. Это сродни тому, чтобы написать копию с чудотворной иконы: мало быть талантливым или даже гениальным художником – чудотворные списки святых образов пишутся по великим молитвам!

В годы расцвета отечественной мультипликации бывшие иконописцы работали на киностудии «Союзмультфильм». И, возможно, именно благодаря им наши современники, невзирая на смену политических и социальных декораций, продолжают восхищаться советскими мультипликационными фильмами, ведь в их основе лежат нетленные христианские образы и вечные ценности православной культуры.

Вложив в дело своей жизни всю душу и талант большого художника, Викентий Трофимов капитально отреставрировал лаврские Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких, храм Сошествия Святого Духа, белокаменный цоколь величественной лаврской колокольни, Трапезную, Царские чертоги и значительную часть крепостных стен и башен. До нас дошли его картины, ярко и образно повествующие о том, какой он видел Лавру: «Вид с Колокольни», «Духовская церковь», «Троицкий собор», «Больничные палаты с храмом Зосимы и Савватия Соловецких»... Его творчество питали шедевры Андрея Рублёва, Данилы Черного и Симона Ушакова.

Работая в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Викентий Павлович стал свидетелем возрождения монашеской жизни обители, начала настоятельства Патриарха Алексия I, перенесения в Успенский собор мощей Преподобного Сергия... В Лавре Трофимов трудился с самого начала её реставрации и до конца своих дней в 1956 году. То есть, по существу, там и жил, и умер. Шестьдесят лет тому назад в Загорском музее-заповеднике состоялась персональная выставка Трофимова, ставшая его своеобразным творческим и жизненным итогом. Большую часть экспозиции составили посвящённые Лавре картины и эскизы, в которых каждая деталь проработана с удивительной точностью. Осуществлявший наблюдение над реставрацией лаврской живописи Игорь Грабарь говорил, что работы Трофимова настолько точны, что на них можно просчитать кирпичи...

А для нас Викентий Павлович Трофимов остался художником, чьё творчество проникнуто безграничной любовью к русской культуре и Православному миру.

Игорь Маркин

Назад