ПОПАВ В ИСКУШЕНИЯ, НЕОТЧАИВАЙТЕСЬ (№69 с.14)

12.01.2016

19 декабря – память святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, занимает исключительное место в русском жизнечувствии. «Святителю, отче Николае, моли Бога о нас!» – просили святителя и в скорбях, и в отрадах наши предки. До реформ патриарха Никона XVII века его называли Никола Угодник, и по сей день он, вне всяких сомнений – самый чтимый святой на Руси.

«Повесть временных лет» связывает начало почитания святителя Николая с именем одного из первых христиан на Руси Аскольда, вероломно убитого по приказу варяжского князя Олега в стольном граде Киеве. Под 882 годом летописец сообщает, что на могиле Аскольда поставлена церковь Святого Николы – первая на Русской земле.

Образ великого угодника Божьего всегда различим среди других икон. В Святом Николае русский народ узнавал себя, утверждали А. Вознесенский и Ф. Гусев, авторы «Жития и чудес Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России». В его светлый образ православные гляделись, как в зеркало, находя в святителе дорогие, родные черты.

Святитель предстаёт на иконах и фресках, в миниатюрах и рисунках седым старцем с высоким челом, с милостивым прощающим взором, с утончёнными чертами лица, с небольшой бородой. Угодник являет строгость и доброту одновременно, что делает его образ совершенно реальным и жизненным. Святой Никола почитается и как наставник воздержания и образец смирения. Икона его помогает верующему устремиться от внешних ощущений к духовному раздумью, к соединению в молитве с ним – примером высокой святости. Православная иконопись сохранила и донесла до наших дней образ святителя Николая. Это есть «пир зрения, умственно питающий и обожающий всякого, кто стремится к нему горе́, и при этом, однако, он начинает от созерцания и знания существ», – писал святой Дионисий. «Святой Никола – святитель народный, совершенный представитель того множества людей, которые слушают Слово Божие, и спешат исполнить его, и примером своим научить других», – отмечал святитель Николай Сербский.

Всех, кто обращается к нему, Чудотворец Николай напутствует: «Смотрите, чада: никогда, попав в искушения, не отчаивайтесь и не малодушествуйте, а имейте непреклонное и непреложное упование на Бога, и тогда вас не коснётся искус. Ибо могуч Бог, Он не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести».

Чудотворец Николай – скорый помощник молящегося. У Владимира Даля находим пословицу: «Проси Николу, а он Спасу скажет». Испокон веков на Руси у благочестивых предков наших почитание святого Николая стоит почти наряду с почитанием Заступницы нашей Пресвятой Богородицы и Самого Господа нашего Иисуса Христа. «Николай, угодник Божий, помощник Божий! Ты и в поле, ты и в доме, у пути и у дороги, на Небеси и на земли; заступи и сохрани от всякого зла!» – молился русский человек. С именем святого Николая на нашей земле возводились города и сёла, с молитвами к нему растили урожай и получали приплод скота, его заступничеством исцелялись – и множился народ наш.

Православные понимают икону как окно в невыразимое бытие, которое приобщает человека к высшим ценностям Царства Божия. «Древнерусские иконописцы с поразительной ясностью и силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу – видение иной жизненной Правды и иного смысла мира», – писал князь Евгений Трубецкой. Предстатель за род христианский, посредник между человеком и Господом святитель Николай изображается в «Деисусе» вместе с Пресвятой Богородицей.

В трёхфигурной деисусной композиции его образ помещали по левую сторону Господа Иисуса Христа.
В книге Е.В. Барсова «Причитания Северного края» мать благословляет сына-рекрута образом Святителя Николая:

Да хранит тебя Микола многомилосливой,
и от бури да хранит тебя – от падары,
и от холода тебя да он от голода,
от тычков-пинков ведь он да от затыльников!

Во бою да сохранит он с неприятелем,
от оружьица ведь он да завоенного;
и от искры сохранит тобя трескучей,
и от этого огня да он от палящего.

Впереди да он, Микола, щитом берё,
позади да он, Микола, мечом секё,
посторонь да он, Микола, огнём палит;
тучи нет, а быв как гром гремит,
грому нет, а искры сыплются...

И, може, Господи Владыко свет помилует,
и Пресвята Мать Богородица заступится,
и сохранит да ведь Микола многомилосливой.

И нет сомнений в том, что святитель Никола был и останется нашим верным помощником на пути к духовной высоте и святости.

По тексту А. Евстигнеева и Е. Князева

Назад