ДРУГ ДРУГА ТЯГОТЫ НОСИТЕ (№69 с.10)

12.01.2016

Святой апостол Павел в «Послании к Галатам» призывал: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга, и тако исполните закон Христов» [Гал. 6, 1-2]. О том, что значит носить тяготы друг друга, и о благодатных дарах Духа Святого, которые получают любовно помогающие друг другу братья во Христе, думали великие праведники и святые.

Так, святитель Иоанн Златоуст писал: «Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на голой земле, изнуряешь ли себя, – если ты не печёшься о ближних, то не делаешь ничего важного и ещё далеко отстоишь от Образа. Если не имеешь ревностного попечения о брате, то вспомни, что иначе ты спастись не можешь, и позаботься о нём и о делах его, по крайней мере, для себя. Невозможно тебе спастись, если ты упражняешься в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих; ты не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом. Кто любит, как должно, ближнего – тот не откажется служить ему покорнее всякого раба. Милостью мы избавимся от огня гееннского. В противном случае, за что умилосердится и помилует нас Бог?

Как для нас пострадал Бог, так и мы должны страдать для людей. То, что мы хотим получить от Бога, мы должны прежде дать ближнему. А если мы лишаем этого ближнего, то как хотим получить то же – от Бога? Если будешь любить подобного себе, то приобретёшь много, потому что сделаешься подобным Богу. Видишь, не ему ты благодетельствуешь, а самому себе. Награда уготована не ему, а тебе.

Но что, если он порочен? Тем бо́льшая готовится тебе награда ...и самый этот повод к нелюбви, его порочность, должны быть побуждением к любви. Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и Бог нас».

«Хотите узнать себя, – каковы вы нравственно, каково ваше сердце: угодно или противно Богу, ве́дущему тайны сердец ваших, чистое или поросшее тернием и бурьяном, жизненно или мертво, – наблюдайте за собой, с каким духом вы встречаетесь с вашими сослуживцами, особенно вам подручными или подчинёнными, или с протягивающей к вам постоянно руку свою нищетой, или с лицами, просящими вашего заступления, ходатайства, вашей службы, требы духовной, различной помощи: с кротостью ли и любовью, с готовностью ли и усердием, с сочувствием, или совершенно равнодушно и холодно, или даже с гневом и презорством. И вы сейчас узнаете своё сердечное состояние: угодно ли оно Богу или противно... Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию Благодать – и Бог вселится в вас, и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь – там Бог, а где Бог – там всё доброе», – увещевал духовных чад праведный Иоанн Кронштадский.

«Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Всё теряет силу, если не будет основного: любви к человеку», – утверждал святитель Лука Крымский.

«Один из признаков любви – не раздражаться. Тёмная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь. Верно сказал один человек: «Сварливость, вечные жалобы на судьбу и знакомых – это, пожалуй, ещё хуже, так как недостатки эти продолжительные... Лучше уж вспыльчивость: вспылил, наговорил – и потом «отошёл», смягчился сердцем. Но как трудны обидчивые люди; они злопамятны. Обидчивого человека всё раздражает. Если он даже получит желаемое, то (так как в глубине души ему совестно) он ищет нового предлога вспылить. Всего печальнее, что от нашей раздражительности и вспыльчивости страдают особенно те, кто нас больше всех любит и больше всех для нас делает. Какие несправедливые, злые замечания приходится иногда самым близким нашим выслушивать от нас! И мы это себе позволяем, зная, что они-то не рассердятся; если же и посердятся, то простят и не порвут с нами отношений, так как любят нас…», – вот как удивительно точно подметил особенности человеческого «характера» архиепископ Иоанн (Шаховской).

«Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь, чем можно; так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это – и приложим к тому сердечную молитву, тогда мы нигде не пропадём, куда б ни пришли и с кем бы ни встретились», – говорил святой праведный Алексей Мечёв.

«Вступая в общение с человеком, заранее смирись с тем, что он принесёт и привнесёт в твою жизнь известную тяжесть, известный груз, который ты должен подъять, то есть должен потерпеть его, должен воздержаться от осуждения его, должен покрыть его немощи своей любовью, должен восполнить ему недостающее своей собственной молитвой, – продолжил размышления святых праведников протоиерей Артемий Владимиров. – Так муж мыслит в отношении своей жены. Так мать мыслит в отношении своих детей. Так друг мыслит в отношении своего друга. Так сослуживец мыслит в отношении сотрудника своего. А кто так не мыслит – тот не знает ни самого себя, ни природы человеческой, и ничего не понимает в общении с ближними».

Назад