ДОКОЛЕ ГОСПОДЬ ДАЕТ НАМ ВРЕМЯ (прав. Иоанн Кронштадтский, с.15.№71)

16.04.2016

Пост – время поразмыслить о своей о душе. Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу: «Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями. Ещё послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же. Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «Постыдятся они Сына Моего». Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: «Это наследник. Пойдём, убьём Его, и завладеем наследством Его». И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили».

Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «Итак, когда придёт Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» Они ответили Ему: «Злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои». Христос подтвердил ответ их: «Потому говорю вам, что отнимется от вас Царство Божие, и отдано будет народу, приносящему плоды его». Тогда первосвященники и фарисеи с книжниками поняли, что Спаситель говорил про них. В ярости они хотели Его схватить, но побоялись народа, потому что народ почитал Его за пророка [Мф. 21, 33-41].

* * *

Братья мои возлюбленные, виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с тисками, на прекрасной земле, обнесённой оградой, но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми и не только не давали плодов хозяину в урочное время, но ещё и били посылаемых хозяином слуг, совсем убивали и камнями побивали, наконец, убили и единственного сына хозяина. Под домовладыкой разумеется Бог Отец; под виноградником – иудейская церковь; под виноградарями – первосвященники, священники и правители, коим поручена была иудейская церковь; под слугами – пророки, которых Бог посылал к иудейскому народу и которые большей частью были избиты иудеями; под сыном домовладыки разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий...

Но эта притча касается, не только иудеев, но и нас. Под виноградником Господним может разуметься всякая душа христианская; под оградой – закон Божий, которым должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило, или тиски, в винограднике – это сердце наше или утроба наша, которой мы принимаем пречистую Кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас; под столпом или горницей разумеется Церковь Христова или Благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в Вере, и Любви, и добрых делах и возвышающая нас от земли к Небу. Как сказано: «О горнем мудрствуйте, а не о земном» [Кол. 3, 2].

Итак, виноградник Божий – это мы все, братья. А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, долготерпения и прочих добродетелей? Весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, винограда Содома и Гоморры, то есть всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство. Ждёт от нас Господь плодов покаяния, исправления, добродетели – и часто напрасно ждёт: мы остаёмся такими же грешниками, такими же бесплодными, сухими деревами, какими и были.

Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божия в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи, извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей. Многие не стыдятся даже клеветать на «Евангелие», говоря, что оно будто требует невозможного, и живут совершенно вопреки ему. И, подобно еврейским первосвященникам и книжникам, вторично распинают Сына Божия в себе. Но зачем говорить неопределённо: многие? Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия – своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объедением, пьянством, нечистотой сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками.

Что же сделает Хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда придёт взять с нас отчёт в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям. То есть величайший дар Веры, Благодати – даст другим людям, которые будут отдавать плоды во времена свои, будут с помощью Благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, всю жизнь свою.

Итак, братья, доколе Господь даёт нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождём слёзным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Назад