МЫ НЕ СВОИ, А БОЖИИ (прав. Иоанн Кронштадтский, с.2.№71)

16.04.2016

...Великий Пост – время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как до́лжно, в духе христианском. Это воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления пищи в большом количестве, от беспорядочных мыслей и движений сердца, от неодобрительных поступков.

А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать Блаженную Вечность, Царство Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живём теперь на земле? В этой Блаженной Вечности уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его... Как не хотеть! Там, по непреложному Слову Божию, живут во веки веков Правда, и Мир, и Радость о Духе Святом [Рим. 14, 17], там Бог, духи блаженные, люди праведные; а на земле в продолжение чуть более семидесяти лет только почти и видишь грехи, смятения и бедствия – везде. Если хочешь наследовать Вечность, то непременно должен поститься. Ведь «плоть и кровь Царствия Божия наследовать не могут» [1Кор. 15, 50], «Царство Божие несть брашно и питие» [Рим. 14, 17]. Плоть и кровь, пища и питие – вещи грубые, стихийные, земные – должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных: тлению. На Небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому, что там – Небо, а не земля, и существа тамошнего мира имеют свойства, отличные от свойств людей, живущих в похотях мира: свойства духовные, светоносные.

Говорить ли нам о Самом Боге, Отце блаженных обитателей Неба? Он есть Дух чистейший, Который гнушается как скверною делами плотскими, выходящими из границ закона, умеренности и приличия. «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих вовек, – сказал Он о людях, которые оскорбляли Его своею привязанностью к чувственным удовольствиям. Почему так? – Зане, – говорит, – суть плоть» [Быт. 6, 3]. Потому что они – грубый кусок земли, в которой нет ничего духовного, сродного Ему. Смотри же, и о нас Он разве не то же теперь говорит? Потому что человек ныне – дебелая плоть, в которой не может почивать Дух Святый, ибо в ней живёт грех, нечистота, а Господь праведен и свят.

Говорить ли о духах сотворенных? Это вторые светы по Боге, которые, так же будучи чужды всякой вещественности, чисты и святы. Они могут принять в своё блаженное сообщество лишь тех, которые сбрасывают с себя иго плотского рабства и, живя на земле, думают о Небе, не служа прихотям своей плоти, зная, что она истлеет со временем на земле.

А как не сказать о святых Божиих человеках, перешедших с тленной земли в вечные обители Неба? Это земные ангелы, которые постом и бдением, подвигами мученичества и добродетелями возвысившись над плотью, сделали свою природу столь досточтимою, что тела многих из них, причастившиеся Божественной Благодати, избегли тления – общей участи всего вещественного... Они знали, что тело наше – лишь построенный рукою искусного Художника дом, где только временно живёт существо Небесного происхождения, и оно чрез непродолжительное время покинет земную хижину и воспарит в иное место. Потому они жили не для тела, а для души. Да, Господу было угодно поселить нас в этом мире лишь на короткий срок. Для того чтобы, наслаждаясь на земле созерцанием вещественных творений Божиих, Небесных и земных: их красотою, правильностью, стройностью, разнообразием и неисчислимым множеством, – люди возжелали бы соединения с Творцом вселенной, с Начальною Красотою, и делами святости и любви заслужили бы здесь, на земле, будущее вечное единение с Богом.

Господь как бы говорит каждому человеку, ныне живущему и созерцающему Его творения: посмотри, как Мои творения необъятны, стройны и прекрасны. Да, ты мал и незаметен в Моём творении, но Я обещаю тебе в удел Небо с его беспредельностью и вечностью; но обещаю на известных условиях. Ты знаешь, что Я – Истина, и лгать не могу. Что ж не стараешься исполнить эти условия, зачем льнёшь к земле так сильно, что тебя никак не оторвать от неё? Ужель не хочешь прийти ко Мне, чтобы в соединении с Творцом всего, что видишь, получать вечную радость от познания и созерцания неисчислимых творений, чтобы быть блаженным в Боге, Источнике блаженства для всех созданий?.. Как же тебе «не воспарить душою к Небу, не отгребаться от плотских похотей, яже воюют на душу» [1Петр. 2, 11], как не брать верх над своею грехолюбивою плотью, которая тянет к земле и со временем непременно ляжет в неё, как глыба земли? Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как не стыдно обременяться ими? Зачем отдаёшь себя во власть чувственности? Смотри: мнимая сладость земных удовольствий – опасная приманка плоти, чрез которую она легко берёт перевес над душою и не даёт тебе возможности думать о Небе и стремиться туда. Бойся этой приманки. Как муха в меду, увязнешь в ней и останешься – на смерть.

Ты согласен, что Бог есть Законодатель и Праведный Судия, Который знает, как наказывать нарушителей Своих законов; и совесть тебе говорит, что душа твоя не раз нарушала порядок нравственной жизни, выходила из повиновения законам Творца, – значит, должен согласиться, что надо восстановить порядок нравственной жизни. Надо тебе привести свои мысли в правильный строй из беспорядочного брожения, заставить сердце оторваться от недостойных предметов, к которым оно, по твоей невнимательности или оплошности, прильнуло так сильно, что забыло о первом предмете своей любви: о Боге. Следует вести себя так, чтобы твои поступки не стыдно было выставить и на суд собственной совести, и на суд людей, и на Суд Божий.

Ты знаешь, что «мерзость Господу и помысл неправедный», что Бог просит Себе твоего сердца, которое ты отдал на волю страстей, что «не приселится к Нему всяк лукавнуяй» [Пс. 5, 5] и нечистый. Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным, то должен согласиться, что надо попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных – украсить себя драгоценною одеждою добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе...

Итак, пост усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под её тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к Небу; даёт место действию Благодати Божией.

Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда и мысли добрые идут в голову, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, и мы ощущаем стремление к делам добрым; тогда душа начинает чувствовать гибельность своего положения и сокрушаться о грехах.

А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано, и воля позволяет себе всё – вот тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену. Тогда он мёртв по своей душе, все силы её действуют по неверному направлению; главная цель действия – цель жизни – упускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей. В душе происходит странная работа, следствием которой бывает, по-видимому, какое-то созидание: видишь материалы для построения, начало, средину и конец дела, а на самом деле концом всего выходит – ничто!.. Душа идёт сама против себя, против собственного спасения всеми силами: и умом, и волею, и чувством.

Кто постится по-христиански разумно, свободно – тот, по неложному обещанию Господа, удостоится воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. «Отец твой, – сказал Спаситель об истинном постнике, – видяй в тайне, воздаст тебе яве» [Мф. 6, 4]. А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно-отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.

Познаем же, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы – не свои, а Божии, потому что куплены ценою Крови Сына Божия. «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои? куплени бо есте ценою» [1Кор. 6, 19- 20]. Уважим свою природу, возвышенную до причастия Божественного Естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадимся во власть страстей нечистых, сделаем душу святынею, на которую и самим не стыдно посмотреть, и в которой Бог узнал бы дело рук Своих.

Доселе мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности – поживём теперь целомудренно и свято. Мы были доныне далеко от Бога по своим делам плотским; хотя б теперь приблизимся к Нему; узнаем, насколько Он благ. Посмотри: Он даёт нам вкушать Свою Плоть и Кровь.

Будучи убеждён, что сам по себе, без Бога ты лишь нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни – ты поймёшь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своею Плотию и Кровию. Он, Источник жизни всех тварей, хочет поселить в тебе, чрез соединение с Ним в Таинстве Причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Своё блаженство, хочет сделать тебя вечно живым!..

Будем же всегда держать в уме, что душа наша должна стремиться к Богоподобному совершенству, к свободе духа, и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем принижать, «оземленять» её делами плотскими, оковывать её тесными и тяжёлыми цепями вещества. Господь да поможет нам пройти Пост с радостью. Аминь.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Назад