И нам надлежит вознестись (свт. Лука Крымский, с.15 №72)

31.05.2016

В преддверии Вознесения Христова

Постараюсь объяснить многозначащий кондак нынешнего праздника Вознесения. С глубоким вниманием прослушайте его: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отличаяся, но пребываяй неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никто же на вы».

Что же это значит: «Еже о нас исполнив смотрение?» Вот что. Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в Предвечном Совете Божием: Он то, что на земле, соединил с Небесным – Он людей, сущих на земле, соединил с Небесными ангелами. Он соединил нас с ангелами Своими! Дал нам возможность быть причастниками Небесной жизни...

Немало людей уже на земле стали ангелами во плоти. Вы знаете, что великого Иоанна Предтечу Священное Писание называет ангелом. В числе христиан было много таких, для кого настоящая жизнь не представляла никакого интереса, которые сердца свои очистили и настолько возвысились и усовершенствовались, что стали по духу своему подобны ангелам – уже на земле... Разве не таковы все преподобные? Мария Египетская разве не была ангелом во плоти? Разве не таковыми были множество отцов, величайших пустынников? Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, наш величайший преподобный Серафим Саровский, преподобные Антоний и Феодосий Печерские – они все стали ангелами во плоти и, конечно, уже на земле были соединены с Небесным. Они беседовали с ангелами, им являлась Пресвятая Богородица... И много, много было таких, которых Господь наш Иисус Христос соединил с Небесным – со всеми Небесными Силами.

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». В великой Славе вознёсся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали мы в чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием! Почему, как понять нам это? как могли они веселиться и радоваться, разлучаясь со Христом? Это было возможно, потому что Господь сказал им, что пошлёт иного Утешителя – Духа Святого, Который им напомнит всё, что говорил Он, и пребудет с ними навеки. А в кондаке говорится: «Никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне». Это значит, что вознесшись, не оставил Он нас, но пребывает всегда, неотступно с нами.

Надо вспомнить слова Господа Иисуса и никогда их не забывать: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим». Смотрите, ведь это обещание Христово, в котором сказано, что ко всем, возлюбившим Его и исполняющим Слово Его, придёт Он вместе с Отцом Его, и обитель у Него сотворят – это обетование вот о чём: в сердце войдут и будут обитать в нём, как в храме Духа Святого!..

«Вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Кто возлюбит Христа всем сердцем, кто будет жить по Слову Его, исполняя все заповеди Его – тот будет во всегдашнем общении с Ним, будет под всегдашней защитой Его, будет всегда охраняться Самим Христом и ангелами Божиими; его не коснётся никакое подлинное и истинное зло, ибо неотступно будет с ними Христос.

Но подумайте, а разве великие преподобные не испытывали гонений, разве не было таких, которые восставали против них, разве не было многих тысяч мучеников Христовых? Вспомните, до полусмерти был избит разбойниками великий преподобный Серафим Саровский. А что же – послужило ли это во вред самому Серафиму и Церкви Христовой? Нет, это послужило к величайшей пользе. Её получили мы чрез преподобного Серафима, ибо, когда исцелила Сама Богородица, явившаяся преподобному, его проломленный череп и поломанные рёбра его, а разбойники были отданы под суд, святой Серафим, узнав о том, со слезами просил за них: «Никак, никак не хочу, чтобы судили их! Если осудят – уйду из Саровской пустыни». Этот поступок святого должен нам послужить в научение. Видите, какой великий пример получили мы – пример того, как надо относиться к причиняемым нам страданиям.

Но к святым мученикам как применимы слова святого песнопения: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»? Да, восставали на них императоры, правители, подвергая их жестоким мучениям. Но сбывались слова Христовы – и когда их мучили, Сам Христос был с ними, делая лёгкими претерпеваемые мучения. Часто, часто не сгорали они в страшных печах, пламя которых опаляло самих мучителей. Почему? А потому, что с ними был Христос, никого не оставляющий. Он посылал ангелов Своих и Сам приходил в темницу к истерзанным до полусмерти мученикам, и исцелял их, и на другой день мучители видели их выздоровевшими.

Вот, и это слово сбывалось.

Верьте, что всякий, возлюбивший Христа и исполняющий Слово Его, будет возлюблен Отцом Его, и Он придёт, и обитель у него сотворит. Так любите Христа, так идите за Ним, так исполняйте заповеди Его!

Теперь прослушав объяснённый только что кондак праздника, надеюсь, вы воспримете его гораздо глубже, чем раньше: «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучался, но пребываяй неотступне и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Запомните этот кондак. И помните всегда о дне Вознесения на Небо Господа Иисуса. Сердца свои устремите к Нему – ибо и нам надлежит вознестись вслед за Ним на Небо. Аминь.

Святитель Лука Крымский

Назад