Русский Златоуст (И. Маркин, с.14 №75)

04.01.2017

«Русский Златоуст» – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий

На памятнике «Тысячелетие России», что стоит на берегу могучего Волхва в Новгороде Великом, среди самых знаменитых деятелей нашего Отечества есть барельеф с изображением славного иерарха, члена Святейшего Синода, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова).

Родился будущий архипастырь 15 декабря 1800 года в Ельце, в семье священника Успенского храма отца Алексея. Во святом крещении младенца нарекли именем Иоанн. Родители Иоанна, как отмечается в его жизнеописании, были просты. «Крест и молитва – вот главные основания их жизни». Маленьким мальчиком Иван тяжко заболел, и его мать Акилина сама лечила его: горячей молитвой, травами, росным ладаном, благословенными хлебами и елеем от чудотворных икон.

Ивана, уже умевшего писать и знавшего из домашнего образования славянскую азбуку, родитель приво-зит в Воронеж и определяет в уездное училище. После Воронежа он поступил в Орловскую духовную семинарию, где учился, сидя за одной партой с будущим епископом Кавказским и Черноморским Иеремией, а тогда – просто семинаристом Иродионом Соловьёвым. И эту дружбу бывшие однокашники сохранили на протяжении всей жизни.

Киевскую духовную академию Иоанн окончил со степенью первого магистра. Проводя время за книгой, он более всего занимался обработкой и составлением проповедей. Борисов так ясно и просто излагал товарищам и преподавателям материал, что иной раз даже маститые профессоры приходили в изумление. «Все науки ему давались легко, и он единогласно был признан первым студентом академии», – вспоминает о будущем архипастыре митрополит Мануил (Лемешевский). Вскоре Борисова определяют в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории и греческого языка, а затем и на должность ректора Санкт-Петербургской Александро-Невской Духовной Семинарии. 10 декабря 1823 года Иоанн Борисов постригается в монашество с именем Иннокентий. Он рукоположен сначала в иеродиакона, а затем – иеромонаха.

Он обладал блестящим даром изложения, наизусть преподавая лекции. Переводчик, автор книг «Жизнь святителя Киприана», «Жизнь святого апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских» и других. Часть из них переводится на многие языки, в том числе на польский, сербский, греческий, армянский... Одно из его наиболее известных сочинений – «Последние дни жизни Иисуса Христа». Проповеди владыки Иннокентия в напечатанном виде распространялись по всей России. Совсем не случайно его называли гениальным художником русского слова. В самостоятельной обработке он преподавал все главные отрасли Богословия и создал новую русскую школу проповедничества. Находясь в Киеве, добился отмены преподавания Богословия на латинском языке, которое держало русское Богословие в рабской зависимости от Богословия католического.

По воспоминаниям современников, Иннокентия отличали светлый ум, обширная память, творческое воображение и всесторонняя учёность. Окружающая природа для него – вторая Библия, свидетельствующая о Божественном величии Творца. В одном из своих сочинений иеромонах Иннокентий написал: «Посмотрите на кипящее волнами море или на тучу, рассекаемую молниями и громом: не образ ли это Всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это Премудрости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслью к совершенствам Творца твоего?»

Долгие годы находясь на пастырской службе, Иннокентий (Борисов) был епископом Чигиринским, управляющим Киево-Михайловского монастыря, епископом Вологодским и Устюжским, Харьковским и Ахтырским. В Харькове служил около семи лет, его стараниями восстановлены Ахтырский и Святогорский монастыри, открыта Никольская женская обитель.

С 1848 года Иннокентий – архиепископ Херсонский и Таврический. Там многонациональная православная паства постоянно подвергалась влиянию немецких колонистов и евреев. Восстановить в Крыму разрушенные древние русские памятники и основать свой «Русский Афон» – вот главное, что он хотел сделать, управляя епархией.

Архиепископ Иннокентий сумел сохранить развалины древнего Херсонеса, помнящего Святое Крещение равноапостольного князя Владимира, обновил в Инкермане древний храм, вырубленный в скале руками Святого Климента и устроил там небольшой скит, а на развалинах Херсонеса создал Херсонесский мужской монастырь и открыл в Крыму несколько монастырских скитов.

В Крымскую войну, во время осады Севастополя, французы до основания разрушили Херсонесскую обитель. Архиепископ Иннокентий, несмотря на опасность, посещал места боёв, часто находился под огнём противника, совершал Богослужения в походных храмах, воодушевлял солдат проповедями и утешал в лазаретах раненых и умирающих. Не смутил его свирепствовавший тиф, мужественный пастырь явился ангелом-утешителем многих страждущих. Историк Михаил Погодин назвал его великим гражданином Русской Земли.

После окончания войны архипастырь Иннокентий объехал всю епархию, совершая Богослужения в разрушенных городах и находя средства для восстановления храмов. Во время одной из поездок он заболел и по возвращении в Одессу отошёл ко Господу 26 мая 1857 года.

В 1997 году архиепископа Иннокентия причислили к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Тогда же обрели его мощи, которые с 2007 года почивают в Нижнем храме Спасо-Преображенского собора Одессы. Кстати, там же захоронены останки светлейшего князя Михаила Семёновича Воронцова и его супруги Елизаветы Браницкой. Такое соседство промыслительно: Воронцов сделал Крым процветающим экономически, Иннокентий – духовно, и оба они служили России.

Пастырь никогда не терял связи с родным Черноземьем. Ельчане любят своего знаменитого земляка, память о нём чтят долгие годы, а в 1901 году в Ельце открылась библиотека имени архиепископа Иннокентия. Ныне икона святителя Иннокентия Херсонского и Таврического является одной из самых почитаемых в Вознесенском соборе Ельца.

Игорь Маркин

Назад