О труде и воздаянии (блж Феофилакт и др., с.12 №75)

04.01.2017

О ТРУДЕ И ВОЗДАЯНИИ: УРОК ЗАВИДУЮЩИМ, НАДЕЖДА ДОВЕРЯЮЩИМ

Притча о работниках, получивших одинаковую плату. «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой. Вышедши около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно. И сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, то дам вам. Они пошли. Опять вышедши около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, вышедши около одиннадцатого часа, он нашёл других, стоящих праздно и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, то получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома. И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: Друг, я не обижаю тебя. Не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми своё и пойди, я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своём делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» [Мф. 20, 1-16].

Эта притча стала ответом на простодушный вопрос апостола Петра: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» [Мф. 19, 27]. Господь в этой притче показывает неправильность утилитарного подхода к религии.

В спасении человека так мало делается самим человеком, что о вознаграждении его по заслугам не приходится говорить, и в качестве примера Господь рассказал о работниках, получивших вознаграждение не по труду. Этой притчей Господь учит нас тому, что Благодать Божия, так же, как и вечная жизнь, даются человеку не в результате механического подсчёта количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но – по милости Божией. Как домохозяин сам вышел искать себе поденщиков, так и Христос Сам призывает к Себе делателей: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» [Ин. 15, 16], – говорит Он Своим апостолам. Всякая добрая мысль, сердечное побуждение потрудиться для Господа и для спасения своей души приходит от Господа: Господь зовёт каждого ко спасению, зовёт трудиться в виноградник Свой благодатный – в Церковь Свою Святую; а от человека зависит – слушать или не слушать этот зов, принять благодатное призвание или воспротивиться ему. В этом – свобода человека. «Рано поутру», то есть с первых дней мира, начиная с первого человека Адама, Господь зовёт людей трудиться для жизни вечной. И обещает «динарий» – награду вечного блаженства на Небесах за «день» работ – за труды кратковременной сей жизни, которая, в сравнении с вечностью, недостойна называться не только «днём», но даже и «часом».

Добрый хозяин начинает расчёт не с тех, кто работал с утра, а с последних, которые, хотя и недолго, но зато особенно усердно трудились. Тем самым он хочет дать понять первым, что напрасно они с ним договаривались, лучше бы им положиться на его доброту: тогда и они получили бы больше договоренной платы. Работники, пришедшие последними, за своё смирение и полное доверие господину первыми получили плату, и притом плату целого дня. А первые, за ропот и самомнение, получили лишь условленную плату.

И вдобавок урок: не завидовать товарищам и не преувеличивать в своих глазах собственных заслуг, не похваляться ими. «Так будут последние первыми, – заключил Господь эту притчу, – и первые последними; ибо много званных, а мало избранных».

Пришедшим в виноградник в конце дня не ставится в вину их безработность в течение дня; пусть и они попользуются благами, ведь у них было стремление работать, но «никто не нанял их»; и когда домохозяин сказал им: «Идите в виноградник мой, и, что следовать будет, получите», – эти люди не замедлили, не стали выспрашивать о плате, а отправились в виноградник и с усердием принялись за дело. Таким образом, Домохозяин вселенной – Бог – не осуждает тех, кто несовершенен не по своей вине; к таковым Он милостив, и недостатки их восполняет своей любовью и милосердием.

С Господом не подобает считаться: трудись, работай, исполняй Его святые заповеди, а награду Ему предоставь. Он Милосердный и подаст тебе более, чем можешь себе пожелать, ибо Он не забудет и чашу студёной воды, поданной во имя Его, и неприметного вздоха души, скорбящей о грехах, – тем паче не забудет подвигов любви, совершённых слугами Его. «Ведайте, говорит святой Златоуст, что мы – нанятые работники». Конечно, и дела необходимы, потому что без них и самая вера мертва [Иак. 2, 26]; но все они – только долг наш, а не заслуга перед Господом.

Притча эта оправдалась во всей силе над Иудеями. Они были первозванным, избранным народом в Царствии Божием; они долго трудились под тяжестью Закона. Трудились, но бесполезно, ибо кичились своим избранием, презирали язычников и были уверены, что им полагается большая награда по сравнению с христианами нееврейского происхождения, присоединившимися к Божьему народу позже. Но у Бога совсем другая мера праведности, и язычники, в смирении последовавшие проповеди Евангельской, прежде иудеев вошли в Царствие Божие. На высших весах искренность, усердие, чистая любовь, смирение более ценны, чем внешняя, формальная сторона человеческих дел. Благоразумный разбойник, за несколько часов до смерти покаявшийся так полно и искренне на кресте и всем сердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился Царства Небесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннего детства.

И нас не в одно время призывает Господь потрудиться в возделывании виноградника души своей. Одних утром, в ранней юности; других в третьем, шестом и девятом часу – в разных возрастах жизни; а некоторых в глубокой старости, в одиннадцатый час жизни: «Смотря по тому, – говорит святой Златоуст, – когда кто готов повиноваться Ему». И чаще всего на этот зов благодатный откликаются безответные грешники, которым и мысли не приходит любоваться какими-либо собственными заслугами перед Богом: они каются и спешат остаток дней своих посвятить всецело Господу.

«И вот, окончится время деланья (эта земная жизнь); настанет вечер и последний расчёт (суд по смерти, а затем и день всеобщего воздаяния); предстанут на этот суд люди всех времён и всех возрастов. И, кто знает, может быть, тогда мы, считающие себя порядочными христианами за свою мнимую исправность, окажемся хуже грешников». «А потому не гордись пред теми, – пишет святитель Феофан Затворник, – которые вышли после тебя на дело Божие, и не унывай, если сам выйдешь поздно на то же дело. Нйчего отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже поздно начинать». «И в короткое время можно это приобрести, – говорит святой Златоуст, – ибо Домовладыка наш любочестив и щедр: приемлет и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. Он и о первом печётся, и о последнем милосердствует; и тому даёт, и сему дарует...». Добрые поступки человека и христианский образ жизни свидетельствуют об искренности его религиозных убеждений, укрепляют в человеке полученные благодатные дары, но не являются заслугой перед Богом в юридическом понимании этого слова.

Бог всех милует ради Своего Единородного Сына, а не ради человеческих заслуг. В этом заключается надежда для грешников, которые одним покаянным вздохом, исходящим из глубины страдающей души, могут привлечь милосердие Божие и вечное спасение.

По толкованию блж. Феофилакта, архиеп. Болгарского;
Малахии Орманяна, архиеп. Армянского и святоотеческому наследию

Назад