Как узнать волю Божию (свт. Иоанн Тобольский, с.8 №75)

04.01.2017

КАК УЗНАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ О СЕБЕ (Часть II)

Заповедь пятая: рассуждай, прислушиваясь к разуму и совести. Если время или место не позволяют спросить мудрого совета, человек сам должен поразмыслить и здраво рассудить о своём сомнении относительно понимания Воли Божественной: как поступить ему согласно с Нею в предстоящем деле? И Бог не оставит его молитвенного желания во всём исполнять Волю Божию – и неожиданно разрешит сомнения.

Человек, пребывающий в сомнениях о том, как поступить, должен вникнуть в предстоящее ему дело внимательно и обдумать все его стороны, вызывающие сомнение. И с рассуждением в выборе принять во внимание: которая из них благоприятнее Воле Божией, а которая – ближе нашему плотскому вожделению или пристрастью. Рассудив всё это беспристрастно, каждый да сделает то, что более угодно Богу, хотя бы и было оно нашей воле нежелательно, а телесным влечениям и вовсе неугодно, ибо не доставит им никакого удовольствия, а только – труд и утомление. Несмотря на это, последуем Воле Божией, сделав угодное Богу, а не то, что тешит наше самолюбие и угождает плоти.

Эгоизм, гордость и плотские пожелания близки к падению человека; следует противостоять им всегда. Это во всяком случае безопасно и хранит нас в мире: «Если ты удержишь ногу твою, – говорит пророк Исаия, – от исполнения прихотей твоих ради дня покоя Господня, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли, говорит Господь» [Ис. 58, 13-14].

Приведём для пояснения практические советы. Для страдающего болезнью желудка самый лучший совет: не есть того, чего очень хочется, так как оно наверняка не принесёт больному пользы, а скорее повредит. Например, грибы, крепкие неразведённые напитки, садовые недозревшие плоды возбуждают желудок, побуждают к излишнему употреблению пищи и тем самым отягчают пищеварение, причиняя вред иногда и здоровому человеку. Хотя лакомиться ими бывает приятно.

Подобное же бывает и в нравственных поступках: чаще всего мы увлекаемся тем, что услаждает наши внешние чувства – тем, чем полагаем блеснуть, чем сможем гордиться пред людьми, – словом, всё временное нам желательно по плоти, но вредно для нашего внутреннего человека. То, что излишне увлекает нашу волю к вещественному, кратковременному – отвлекает дух наш от Божественного, вечного, удаляет нас от Бога. И, в конце концов, повергает в бездну зла. «Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих», – советует Писание [Сир. 18, 30]. Следует удерживать наши земные влечения к богопротивным делам и страстным пожеланиям: «Блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которое гнев Божий грядет на сынов противления» [Кол. 3, 5-6]. А в своих недоумениях обращайтесь к Богу с молитвой – да вразумит Он нас о Святой Воле Своей в делах наших.

Бывает выбор несложен: например, встречаешь двух просящих милостыню; оба они в равной степени неимущие, а ты не можешь почему-либо дать милостыню обоим поровну. Что ж, дай не поровну: кому более, кому менее – по своему желанию. В этом неравенстве подаяния ты не согрешишь против Воли Божией.

Если ж дело многосложно и требует особенного исследования, спроси совета у сведущих людей, молитвенно воззвав к Богу о Его благословении на доброе дело. И повремени, пока не узнаешь каким-либо образом, хотя бы приблизительно, что твой выбор не противен Воле Божией. Во всех сомнительных суждениях весьма полезными бывают два советчика: разум и совесть. Если оба прилежно займутся изучением сомнительного дела, то беспрепятственно найдут истинное решение, как лучше поступить и как совершить предпринятое дело согласно с Волей Божией.

Заповедь шестая: молись так: «Воля Господня да будет». В познании Воли Божественной опирайся на молитвенное обращение святого Павла к Богу: «Господи, что повелишь мне делать?» [Деян. 9, 6]. И нам, по примеру святого Павла, часто потребно повторять: «Господи, что повелишь мне делать?». Это вошло в обыкновение у святых угодников Божиих – они всегда в делах сомнительных и чрезвычайных прибегали к молитве о помощи Божией, чтобы Он открыл им Свою Святую Волю: «Господи, что повелишь мне делать?». Так Моисей и Аарон в своё время приступали к Ковчегу Завета (киоту Господню) с молитвенным вопрошанием Господа; так и у нас старики делали и делают. Если небо покрывается сгустившимися тучами, громы ударяют, подобно пушечным выстрелам, с беспрерывным сверканием молнии, – тогда приказывают звонить в колокола для разрежения грозовых туч и, вместе с тем, для призыва всех к усердной молитве Богу о помиловании нас, грешных, и о Его помощи для спасения. Подобным образом должны поступать и мы, когда замечаем, что праведное солнце Воли Божией удаляется от нас, и мы совершенно не знаем, что делать. Нам необходимо и весьма полезно возвести очи наши к Небу и усердными молитвами стучать в него, говоря: «Господи, что повелишь мне делать?». Так поступил апостол Павел, когда на поле внезапно осиял его невыносимый для очей Свет, и он пал на землю и услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». Он в ужасе и трепете спросил: «Господи, что повелишь мне делать?» [Деян. 9, 3-6]. Эту молитву полезно повторять часто; но самое благое для её усиления время то, когда мы со страхом и трепетом приступаем к принятию Божественных и Пречистых Таин Тела и Крови Христовых; сознавая всецело своё недостоинство для восприятия их. Мы должны всей душой и сердцем молить нашего Искупителя: «Господи, что повелишь мне делать?». Боговдохновенные мужи советуют беспрестанно содержать в уме и выражать словами: «Господи, я недостоин; но я сознаю в своём сердце: то, что Тебе приятно – пусть будет приятно и мне; если же я что обещал, то буду держаться своих обещаний и исполнять их».

Повседневное предание себя Воле Божией – совершенное и полезнейшее приготовление человека к неизвестному нам, но неизбежному часу нашего перехода из здешней жизни в будущую загробную жизнь, где получим то, что заслужим здесь своими добрыми или худыми поступками. Если же кто, долго моля Бога об исполнении какой-либо его просьбы, не получает просимого, то пусть знает: Милосердный Отец Небесный не спешит исполнить его просьбу или потому, что просимое не на пользу послужит просителю, или же откладывает исполнение просьбы для того, чтобы заставить просителя почаще молиться и приучить его к терпению для большей награды.

Нет ни малейшего сомнения в том, что часто наилучший отец не спешит дать своему сыну или дочери то, чего они просят, чтоб испытать привязанность их, научить их полезной терпеливости, а она заслуживает куда большей награды, чем нетерпение и обида после первого же отказа. Тем более свойственно так поступать с нами Всеведущему Отцу Небесному. Если бы Бог тотчас нам даровал всё, чего мы ни пожелаем, мы совсем перестали бы молиться или молились бы весьма редко, и то по нужде, и едва ли нашлось бы у нас сколько-нибудь терпения.

Гораздо полезнее даже небольшие дары Божии приобретать продолжительными и частыми молитвами, ибо беспрестанная молитва сама по себе – уже величайший дар Божий, а сверх того она удостаивает молящегося особой милости: утешения и мира душевного. Такое стократно повторенное прошение, как будто отчего-то не услышанное Богом, многим праведникам доставляло величайшую тишину и покой в сердце.

Царь Иудейский Давид, когда пророк Нафан обличил его в грехе и объявил Волю Божию о близкой смерти сына, зачатого во грехе от него, долго молился и постился, проливая слёзы, умоляя Бога избавить от смерти родившееся дитя. Но когда услышал он, что сын его умер, тотчас же успокоился: переменил одежду скорбную на праздничную, пошёл в дом Божий и поклонился Богу [2Цар. 12, 14-23].

Сам Христос, по совершении в третий раз молитвы в саду Гефсиманском об отклонении от Него смертной чаши, совершенно предал Себя на Волю Отца Небесного и спокойно сказал ученикам Своим, отягощённым сном: «Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» [Мф. 26, 46]. И часто бывает, что неуслышанная молитва приносит успокоение ума и сердца. Таким образом и мы можем узнать Волю Божию: что не в исполнении просимого нами, но во всецелом предании себя на Волю Божию относительно испрашиваемого предмета открывается Благоволение Божие.

Илий, священник иудейский, когда Самуил сообщил ему, какую казнь Бог определил дому Илии и его детям, смиренно сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит» [1Цар. 3, 18]. По сути, выразился так: «Неприятно для меня твоё объявление Суда Божия, о Самуил, но мне известно, что это – Воля Божия, потому принимаю твои слова и познаю в них Волю Божию: я и мои сыновья получаем наказание по делам нашим по приговору Суда Божия, ему никто противиться не имеет права; да сотворит Господь всё то, что Всесвятейшей Его Воле угодно: мы – рабы, Он – Господь; мы преступны во многом; Его дело – исправлять наши грехопадения праведным наказанием».

Когда апостол Павел шёл в Иерусалим через Кесарию, кесарийские христиане, зная по предсказаниям, что у него в Иерусалиме будет много скорби от иудеев, пожелали отклонить его от намерения продолжать свой путь туда. Но на слёзное их прошение Павел отвечал: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за Имя Господа Иисуса. Когда же мы (кесарийские христиане) не смогли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет Воля Господня!» [Деян. 21, 13-14]. Это единственное верное успокоение души: если не будет услышана наша молитва, наши прошения, молиться об одном: «Воля Господня да будет».

Заповедь седьмая: веруя и полагаясь на Бога – действуй. Никто из живых не может узнать Волю Божию относительно предпринимаемых им поступков – лишь тот, кто искренне желает во всём поступать согласно Воле Божией. Такое желание служит ему путеводной нитью в лабиринте встречающихся на пути неудобств и заблуждений и поможет в предстоящем деле. Объятый усердным желанием действовать по Воле Божией, не зная, какое начинание согласно с Нею, пусть молитвенно обращается к Богу от всего сердца: «Господи! Как если бы я точно знал, что Тебе благоугодно, да совершу то самое непременно. Верю, что Ты невидимо вложишь в сердце моё мысль, угодную Тебе».

Излив пред Господом сердце, человек может поступать так, как ему кажется лучшим, избирать то или другое, отложив всякое сомнение: он не прогневит Бога, ведь любвеобильный Отец не оставит любящего сына и не даст ему впасть в заблуждение. Если не найдётся человека, способного к назиданию в важном деле, Бог посылает доброго Ангела, как послал Он Ангела во сне к Иосифу, когда тот недоумевал, как поступить с обручённой ему Пречистой Девой. Послан был Ангел и к трём восточным царям, шедшим на поклонение Младенцу, лежащему в вифлеемских яслях, для вразумления их, дабы не исполняли лестного наставления царя Ирода и другим путём возвратились в свою страну. Аврааму, рабыне Агари и другим были посылаемы ангелы в помощь для отклонения их от заблуждений, или направлялись к ним верные люди для наставления.

В 324 году император Константин Великий, оставив Рим, начал строить новую столицу в Гелии; но Промыслу Божию неугодно было его начинание, и чтобы указать место для новой столицы, Бог чудесно устроил так, что орудия строительные и материалы для постройки города в одну ночь невидимой силой были перенесены с азиатского берега пролива на европейский, во Фракию, как повествуется о том. Более того, орёл, схватив в клюв приготовленный архитектором план города, перелетел с ним через пролив и опустил его у Византии.

Бог никогда не отказывает открывать тем или другим способом Волю Свою сердечно желающим Её знать и исполнять. Ибо человеколюбив Святый Дух Премудрости: Он удаляется от лукавства как истинный Созерцатель нашего сердца и, как Всеобъемлющий, знает всякое наше слово... Господь близок ко всем истинно ищущим Его и открывает им Волю Свою дивным и сладчайшим наставлением: «Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» [Пс. 144, 19] от всяких заблуждений или ошибок и опасностей.

Святитель Иоанн Тобольский

Назад