НЕ ПРЕДАВАЯСЬ ПИРОВАНИЯМ (с.13 №79)

20.08.2017

НЕ ПРЕДАВАЯСЬ НИ ПИРОВАНИЯМ И ПЬЯНСТВУ, НИ СЛАДОСТРАСТИЮ

Мытарство четвёртое

Один молодой отец рассказывал о своём двухгодовалом сынишке: «От него всегда пахнет какими-то конфетами, ирисками, хотя я знаю, что ни мать, ни я ничего такого ему не давали». А всё просто: так благоухает чистая душа крещёного младенца. Как известно, грех воняет... Если мы находимся в состоянии нераскаянного греха, то можем в зеркале заметить, как меняется наше лицо: оно становится более мрачным. Иногда мы смотрим на наших ближних и чувствуем, что у них что-то не так, что есть какая-то внутренняя проблема: произошло изменение во внешности. И также явно мы замечаем, как наполняются лица внутренним светом после исповеди или Причастия...

По выражению свт. Феофана Затворника, «как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Там человек видит свои грехи в некоем воплощении, и ужасно бывает это восприятие их со стороны. Душа согрешившего, но раскаявшегося и исповедовавшегося в каком-либо грехе, на мытарстве в этом грехе не истязуется, в обвинение предъявляются лишь забытые, не отпущенные грехи.

Но как трудно соотнести со смысловым значением слова «мытарство» (страдание, мучение, испытание, притеснение, как физическое, так и нравственное) – страсть объедения и неумеренного пития. Между тем, это грехи мытарства четвёртого, и они не только чрезвычайно распространены, но и культивируются в обществе потребления: чревоугодие и пьянство, пирование и гуляние, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение... Страсть объедения – это неестественное желание пищи, при котором требуется гораздо большее количество и разнообразное качество её, нежели нужно для поддержания жизни и сил телесных. Притом излишнее питание действует вредно, противоположно своему природному назначению, ослабляя человека.

Запомним: в Православии чревоугодие считается одним из семи смертных грехов. Святитель Василий Великий предупреждал об опасности чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти». Чревоугодие не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Чревоугодие делает ум тупым, душу – плотскою, оно ослепляет и не позволяет видеть». Действительно, многоядение не способствует умственной и духовной деятельности, но, расслабляя тело, делает его открытым для каких угодно страстей. Что и подтверждает Авва Фалассий: «За чревоугодием следует блуд». Имеется ввиду не только блуд плотской, но и блуд ума.

Не менее страшен и грех пьянства – болезненная тяга к употреблению крепких напитков, нюханию различных зелий, курению табака, к использованию других веществ, доводящих человека до опьянения.

Блаженной Феодоре пройти мытарства помог святой Василий Новый, давший сопровождавшим её ангелам мешок золотых монет (сокровище своих молитв Богу) для откупа от бесов, поскольку блаженная служила преподобному в его старости. Когда душа её
оказалась на четвёртом мытарстве, бесы там были все пьяные и «изображали... разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц».

Так повествуется ею в ходе посмертных странствий души: «Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется «мытарством чревоугодия». Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идёт новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьём. Пища и питьё по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали всё, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных».

Четвёртое мытарство – это запах алкоголя, рвоты и испражнений. Душа блаженной всё это запечатлела: «Эти духи, как псы, обступили нас, остановили и начали показывать все мои грехи этого рода: ела ли тайно когда-нибудь или через силу и сверх надобности; или с утра, как свинья, без молитвы и крестного знамения; или в святые посты ела прежде времени, назначенного церковным уставом; или по невоздержанию вкушала прежде обеда; или во время обеда пресыщалась не в меру. Высчитали также моё пьянство, показывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время и на таком-то пиршестве, с такими-то людьми; а в другом месте выпила столько-то и дошла до беспамятства и рвоты, и столько-то раз пировала и плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни и прыгала, и когда тебя приводили домой, изнемогала от безмерного пьянства».

Проблема эта касается многих. И духовенство, и миряне должны решительно отказаться от пагубной привычки, когда каждый государственный, семейный и даже церковный праздник нередко превращается в повод для чревоугодия и пьянства. А ведь слово Божие учит: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» [1Кор. 6, 10].

Апостол Павел говорил: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» [1Кор. 8, 13]. «Библия» не запрещает употребление мясной пищи и вина, но по причине соблазнов среди верующих апостол отказывается от мяса. А уж если говорить о пьянстве, то, увы, очевидно, что чуть ли не вся Россия соблазнилась, «преткнулась» на этом грехе. «Ветхий Завет» даёт негативную оценку как употребляющим спиртное, так и его изготовителям: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток» [Ис. 5, 22]. Новозаветное отношение к пьянству тоже достаточно категорично: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» [Рим. 13, 13]; и ещё: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею... с таким даже и не есть вместе» [1Кор. 5, 11]. Собственно, противоположностью пьянства является правильное прославление Бога (Православие), о чём сказано: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» [Еф. 5, 18-19]. Сын Божий учил, что пьянство отягощает наше сердце и подвергает опасности душу: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» [Лк. 21, 34]. Единственно правильный вывод: пьянство и христианство – понятия несовместимые. «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» [1Фес. 5, 7].

Оканчивая описание четвёртого мытарства, блаженная Феодора поведала следующее: «Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию. И радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличённой и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти лукавых духов. Видя это, те подняли крик: «Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!» – и начали пускать по воздуху свёртки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда. Во время пути к следующему мытарству святые ангелы между собою говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства».

Велика бывает помощь святых в преодолении этого тяжкого греха. Так, жена одного служащего рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующее: «Мой муж после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Всё свободное время он проводил в пьяных безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доводящей до отчаяния, одна в своей комнате, я призвала на помощь преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что у меня потоком лились слёзы. Вдруг вижу: вся комната осветилась неземным светом. В этом свете приближается ко мне дивный старец неописуемой доброты и духовной красоты. Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: «Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж нетрезвым больше к тебе не придёт. Жизнь твоя отныне будет мирная». Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут раздался резкий звонок в дверь. Я отворила, вижу мужа. Но он совсем не такой грозный, каким являлся прежде. Поразительно: войдя в переднюю, он опустился передо мной на колени, зарыдал и стал просить прощения за свою безумную жизнь и за мучения, причиняемые мне. Он с клятвой уверял, что это уже в последний раз. После этого он стал неузнаваемым, совершенно трезвым и высоконравственным. И пятнадцать лет дальнейшей супружеской жизни с ним я прожила в мире и согласии».

Правила святых апостолов по данному вопросу не оставляют сомнения – Церковь решительно противостоит пороку винопития, алкогольной или иной зависимости: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» [Правило 42]; «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Так же и миряне» [Правило 43]. Необходимо именно «престать» (перестать) предаваться этому болезненному пороку. О связи пьянства с другими пороками писал святитель Тихон Задонский: «От страсти бывает пьянство в том, кто сердце своё имеет страстями наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближнего, кто сердце скверных похотей, сребролюбия и прочих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается».

Мир всегда находит оправдания для своих грехов, находит потому, что ищет их, а ищет – потому, что «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» [Ин. 3, 19]. Но как научиться умеренности в пище и трезвому образу жизни в том строптивом окружении, в котором мы живём и работаем? Как поститься среди общего непощения, когда и дома, и на работе все едят скоромное? Пророк Осия говорит о нечестивых застольях: «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» [Ос. 4, 10-11]. Да будет нам опорой сказанное: «Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле» [1Ин. 5, 19]; и ещё: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [Ин. 1, 5].

Застолья для многих людей являются смыслом их жизни. Стол, наполненный яствами, на котором дымится мясо, пахнут свежестью салаты и пенится вино, радует глаз всей весёлой компании, собравшейся на пиршество. Но всякий раз, когда нас приглашают на такой «праздник живота», мы должны спрашивать себя: зачем и для чего мне садиться за этот стол? Что больше всего привлекает меня здесь?

Никогда не надо бояться сказать: нет. Многие молодые христиане из чувства ложной скромности не решаются ответить отказом, в частности, тем, к кому юным верующим и подходить неприлично. Мы должны понять, что наш мир разделён на своих и чужих. И неважно, хотим мы или не хотим замечать, что это именно так. Святые отроки Даниил, Анания, Мисаил и Азария, о которых повествуется в «Книге пророка Даниила», жили этим пониманием. Несмотря на настояния язычников, пленивших и желавших по-своему изменить, перевоспитать их, мальчики отказались вкушать вопреки Закону Господню пищу с царского стола, которую слуги царёвы настойчиво навязывали им. Они отвергли языческую трапезу, поскольку «Сущий в них Дух Христов... предвозвещал» [1Пет. 1, 11] – предвозвещал им, ещё ветхозаветным юным отрокам, что грех сей «изгоняется только молитвою и постом» [Мф. 17, 21]. Святые отроки, памятуя о том, что воздержание в пище – мать всех добродетелей, постарались не иметь общей трапезы с язычниками, так как общее застолье заканчивается для многих общими грехами и пьяным беснованием. И да будет их поведение многим в пример.

Сказано в Писании: «Иисус /Навин/, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?» [Нав. 5, 13].

Наш или из неприятелей наших? Этот вопрос очень актуален для каждого верующего. Сталкиваясь с любым человеком, прежде всего мы должны установить: «наш ли» он или «из неприятелей наших». Наш – это значит православный.

Блаженный Иероним учил: «Оставлю ли я для отца воинство Христово?.. Итак, не должно следовать
заблуждению ни отцов, ни предков, а должно следовать авторитету «Писания» и повелению Бога вразумляющего». Апостол любви Иоанн Богослов наставлял верующих: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» [2Ин. 1, 10]. Апостол Павел, призывая к целомудрию веры, говорил о нечестивых: «с таким даже и не есть вместе» [1Кор. 5, 11]. Конечно, печально, если неверными являются и наши ближайшие родственники. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы попытаться обратить их в святую Веру Православную. Сказано: «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» [1Тим. 5, 8].

Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Да будем все едино тело, да будем все братия. Ибо доколе это разделяет нас, дотоле и отец, и сын, и брат, и кто бы то ни был – для нас ещё не истинный сродник наш, так как он отделён от сродства горнего. Да и какая польза быть соединённым родством бренным, когда мы не соединены сродством духовным? Какая прибыль от близости на земле, когда мы чужды друг друга на Небесах?»

Будем помнить, что любой грех имеет свою «иерархию», зная которую, человек может успешнее вести борьбу с тем или иным пороком. Выстроим правильную стратегию борьбы с названными грехами. Что и чему мы можем противопоставить: чревоугодию – пост; пьянству – трезвение; жадности – благотворительность; лености – труд; сластолюбию – неприхотливость; блуду – бракосочетание либо обет безбрачия (монашество).

Старец Паисий Святогорец так описывает происходящее с человеком на мытарствах: «Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу» [Слова. Том V. Страсти и добродетели]. В одном из своих писем он уточняет, что критерий, по которому ангелы узнают «детей Божиих» и без задержки проносят воздушные мытарства, – любовь и смирение. В «Акафисте Пресвятой Богородице», в икосе 2-м, Матерь Божия прославляется словами: «Радуйся, Лествице Небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное посрамление». И мы неустанно станем молить о заступничестве Божией Матери и всех святых в помощи нам при прохождении воздушных мытарств, молиться о видении наших прегрешений, об их исповедании и об избавлении от грехов, да поможет нам в том Милосердный Господь.

По текстам протоиерея Олега Стеняева

и протоиерея Василия Михайловского

Назад