В САМООТВЕРЖЕННОЙ ВЕРЕ И ЛЮБВИ (митр. Антоний Сурожский, с.10 №79)

20.08.2017

По свидетельству Господню, никто, рождённый на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в слова «Евангелия» о нём, действительно захватывает дух: видишь в святом Крестителе Господнем образ человека, который сумел беспредельно, неограниченно быть преданным Богу и своему земному призванию. Он служит для нас примером, ведь каждый из нас в каком-то смысле для других может явиться иногда Предтечей Господним – тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям тот смысл и образ жизни, который приготовил бы их к принятию Христа. Иногда нашей жизнью мы посрамляем нашу миссию свидетельства о Христе, и тогда, глядя на нас, люди перестают верить и в наши слова, и в слова Христовы. В этом случае мы живём в суд себе и в осуждение; других же не влечём за собою туда, куда призваны их привести: к той радости, залог которой Господь нам оставил, и которой никому не отнять, и которой никто, кроме Господа, не может дать.

Первое, что мы узнаём в «Евангелии» об Иоанне Крестителе: он – глас вопиющего в пустыне. Пустыня не просто место ненаселённое – это место, где пусто; и так часто бывает, что в человеческом сердце – пусто, в человеческой жизни – пусто... Нет не только содержания вечного, но и вообще смысла, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы все окружены людской пустыней. И в этой пустыне мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать о Христе. Свидетельство Иоанна Крестителя началось не словами. Прежде чем обратиться к людям и властно потребовать, чтобы они стали достойны звания человека, он сам удалился в голую жаркую пустыню, дабы остаться наедине с самим собой перед очами Божиими.

Одиночество. Иногда оно настигает и нас. Бывает, что нас оставят ближние или придёт болезнь. И тогда, даже и окружённые заботой, мы чувствуем: мы одиноки, стоя перед лицом смерти – ведь каждый человек оказывается один на один перед вопросом жизни и смерти, не только временной, но и вечной. Бывает, мы удалимся от мира сами для того, чтобы прийти в себя, освободиться от внешней суеты. Но и тогда порою трудно бывает остаться наедине с самим собою тому, кто к этому не привык, делается боязно: тогда может открыться перед нашим собственным взором наша внутренняя пустота, и эту «пустыню» нам надлежит войти... Там будет одиноко и трудно жить, но если мы научимся жить в этой «пустыне» наедине с собою и с Богом, то сможем вернуться к людям, не теряя Бога внутри и будучи способным победить себя, а значит – победить все предстоящие жизненные испытания.

И вот, святой Иоанн свыше тридцати лет пребывал один в пустыне, укрепляя своё сердце в Богообщении, а когда вышел на проповедь, то был засвидетельствован Богом как величайший – не только пророк, но ГЛАС. Он сроднился с Волей Божией, стал един с тем животворным Словом, которое ему надлежало произнести для спасения и пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла истинная Жизнь и возродилась подлинная Радость. Не человек его устами говорил – но Бог вещал его гласом. Так полагали святые. Один из подвижников Афона говорил: «Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только»...

Иоанн Предтеча отверг всё земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь не оставил его в далёкой пустыне, а когда Иоанн стал с Ним неразлучен, Господь послал его к людям, чтобы люди жили той жизнью в Богообщении, которую познал Иоанн.

И перед каждым из нас стоит вопрос: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Когда меня люди встречают – загораются ли они? Когда меня слышат, трепещет ли их сердце в унисон с моим – как «Евангелие» говорит о Христовых спутниках Эммаусских, «горело» сердце в них? Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас так, как говорили о первых христианах: «Как они друг друга любят!..» Разве дивятся, слыша, видя нас, тому, что у нас есть что-то неведомое, необыкновенное, чего ни у кого больше нет? И если это не так, то мы не прошли ещё путём Предтечи, мы не готовы принести Христа людям, не готовы проложить Ему дорогу...

Свидетельствуя перед людьми о том, кто он есть, Креститель говорит: «Мне надо умаляться, на нет сходить для того, чтобы Он вырос в полную меру»... Святой Иоанн – только Предтеча; он должен открыть дверь Христу, большему себя – и отойти так, чтобы о нём больше и не вспомнили люди, увидевшие Господа и всё забывшие в этой радости.

Сходить на нет, приготовив путь Господень... Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-то душу хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово – иногда нечаянно, когда Господь нам даёт эту возможность – не желает, чтобы потом об этом не забывали, помнили бы, что было сказано это слово именно им?

А Креститель о себе ещё говорит: «Я – друг Жениха»... Что это значит? В древности еврейской и языческой у жениха был друг, который заботился обо всём для брака, а после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, а сам оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был настоящим другом и умел остаться за дверью, за пределом таинства. Радость его была наполнена радостью жениха и невесты в брачных покоях, оставшихся вдвоем, а он был защитник этой встречи, этого соединения в любви. Кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Всё сделать, чтобы эта радость случилась, воссияла вечным светом – и потом отойти, уберегая её и охраняя, но оставаясь вовне, словно забытым за закрытой дверью?

Умаление Предтечи Господня Иоанна, его схождение на нет дошло до предела. Вот, он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. А Христос остался на свободе: Он вырос в полную меру Своего земного призвания, Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружён теперь и Своими учениками... И Иоанн, зная, что из тюрьмы он не выйдет, посылает двух своих учеников ко Христу спросить: «Ты ли Тот, которого мы ожидали, или нам ожидать другого»? Колеблется даже эта самая сильная душа, которая когда-либо жила на земле. И Христос НЕ отвечает ему прямо, Он не отнимает у Предтечи полноты подвига Веры и Верности до конца. Ученикам иоанновым, вопрошающим Его, Он говорит: «Скажите Иоанну, что видите: слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют. Блажен тот, кто не соблазнится о Мне»... И ученики возвращаются с этим словом в своему наставнику. И, вопросив себя в одиночестве темницы, Креститель Господень Иоанн не соблазнился о Христе: он умер в Вере и в безусловной Верности Богу.

Часто бывает, что колеблется наша душа, и после того, как мы сделали всё, что должны были сделать для того, чтобы другой человек ожил радостью и воскрес душой, начав жить жизнью вечности, – вдруг находит на нас самих сомнение... Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле... Стоило ли это делать? Вот, сейчас я лично не вижу плода, не знаю, что будет дальше, а отдал-то я столько веры, столько любви... Нужно ли было это самоотречение?.. И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха наших усилий. Он нам словно говорит: «Достаточно того, что всё это было правильно, что всё это было добро, достаточно тебе, что ты сделал то, что надо было. В этом – Истина».

Перед каждым из нас стоит святой образ Крестителя. Каждый из нас другому послан как Предтеча, чтобы сказать ему слово предельно чистое и свободное от себялюбия, тщеславия и всего того, что делает наше слово (и нашу жизнь) мелким, пустым, ничтожным, гнилым времяпрепровождением. Готовы ли мы предпринять всё, даже сойти на нет, только бы из кого-то вырос человек, живущий для вечной жизни? А когда всё сделано, готов ли я сказать с радостью: «Да, пусть совершится радость, пусть даже и не вспомнят обо мне, но жених и невеста встретятся, а я удалюсь, сойду в смерть и в забвение»... Готовы ли мы на это? Если нет – то как слаба наша любовь даже к тем, кто дорог нам! Не говоря о тех, которые нам так часто чужды и безразличны.

Будем же чаще вглядываться в величественный образ Иоанна Крестителя, Предтечи Господня, и попробуем хоть в малом научиться у него так жить: изо всех добрых сердечных сил наших, со всей самоотдачей, без остатка, до последней капли нашей жизни – в Вере, Верности и Любви.

По слову Митрополита Антония Сурожского

Назад