ОТСТУПЛЕНИЕ? (свт.Аверкий Таушев, с.6 №79)

20.08.2017

О противостоянии духу антихриста.

«Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом… Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков», – писал более полутора веков назад святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Крайнее время для каждого из нас – определить, где мы и с кем мы: в «малом остатке» истинно верующих, в этом «малом стаде» Христовом, или с Его врагом – антихристом», – призывает читателя святитель Аверкий (Таушев) в книге «Соль обуевает. Знамение приближения конца». А посвящена книга русскому христианскому подвижнику, духовному писателю, аскету и максималисту святителю Игнатию (Брянчанинову), полуторавековую дату светлой кончины которого молитвенно вспоминали не так давно. Святитель Аверкий приводит размышления святителя Игнатия о мире – мире, который всё более и более отступает от Духа Христовой Истины и всё более прочно укрепляется в своём следовании антихристу. В диалоге с великим духовным прозорливцем святитель Аверкий комментирует слова русского наставника православного благочестия, сопоставляя их с нынешними приметами формирования человека и общества. Сохраним эту органичную форму беседы двух мудрецов.

Упадок христианского духа в современной ему жизни, даже и в самой церковной среде, святитель Игнатий характеризовал весьма жёстко. Он писал: «Наше время походит на последнее. Соль обуевает... Осталось слабое, тёмное, сбивчивое понимание по букве, убивающей духовную жизнь... а христианство суть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Но это – попущение Божие». Не с большим ли правом можем мы повторить эти грозные, предостерегающие слова его в наши дни! – восклицает его собеседник.

От зрелища, представляемого древностью, обратимся к современности. Что должны сказать мы себе? Как жить, как действовать нам?

Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: «В последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей, и не будут совершать посреди них знамений и чудес... Они пойдут путём делания, растворённого смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями» [4-й ответ преподобного Нифонта].

Какое наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах духоносного отца!.. Христиане предупреждены, что к концу жизни мира соблазны должны настолько усилиться, что по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь [Мф. 24, 12], и нет уверенности в том, что Сын Человеческий, придя, найдет... веру на земле [Лк. 18, 8]...

И в эти времена «жительство по Богу сделается очень затруднительным... потому что живущему посреди и пред лицом соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лёд при действии на него тепла теряет свою твёрдость и превращается в мягчайшую воду, так и сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особливо постоянному, расслабляется и изменяется... О, бедственное время! О, бедственное состояние! – скорбит святитель Игнатий, созерцая губительное зрелище соблазнов. – О, неприметное для чувственных людей бедствие нравственное, несравненно большее всех громких бедствий! Бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность! Бедствие из бедствий, понимаемое только истинными христианами и иноками, неведомое для тех, кого оно объемлет и губит!..

Сделается жительство по Богу, – продолжает он, – очень затруднительным по причине обширности и всеобщности Отступления. Умножившиеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христианами» (!), тем удобнее будут преследовать истинных христиан; окружат их бесчисленными кознями, противопоставят всевозможные препятствия их благому намерению спасения и служения Богу...

Отступники будут действовать против рабов Божиих и насилием власти, и клеветою, и злохитрыми разнообразными обольщениями, и гонениями лютыми... В последнее время истинный инок едва найдёт какой-либо отдалённый и неизвестный приют, чтобы в нём с некоторою свободою служить Богу и чтобы насилием Отступления и отступников не оказаться увлечённым – в служение сатане.

...Времена чем далее, тем тяжелее. Христианство как дух удаляется из среды человеческой, предоставляя «мир» падению его – неприметным образом для суетящейся и служащей «миру» толпы и очень неприметным образом для тех, что внимают лишь себе».

Святитель Аверкий комментирует: «В этих словах очень важно отметить, что Отступления как бы не видят, не замечают именно те люди, которые принадлежат к «суетящейся и служащей миру толпе» – то есть те, которые сами настолько осуетились, предавши себя служению этому миру, во зле лежащему, по слову апостола [1Ин. 5, 19], что потеряли духовное зрение. И потому всё, происходящее ныне в мире, кажется им совершенно естественным, нормальным, кажется тем, с чем нужно примиряться. И они страшно сердятся на тех, кто пытается открыть им глаза, ибо это мешает им жить спокойно в своё удовольствие».

«Преступно молчать об Отступлении, убаюкивать себя и других, что всё вполне благополучно, что беспокоиться не о чем, – горячо и твёрдо заявляет святитель Игнатий. – И хотя мы не в силах «остановить Отступление немощною рукою своею», долг христианской любви повелевает нам не только самим «устраниться», «охраниться от него», но и ближних наших предохранить, предостеречь от него, если они сами того не видят, не замечают.

Тут надо всегда помнить замечательное изречение одного из величайших столпов нашей Святой Церкви святителя Григория Богослова, что «молчанием предаётся Бог».

Нельзя молчать о том, что является делом первостепенной важности, делом спасения душ человеческих!.. Антихрист явится естественным последствием «оскудения в людях духовного знания и рассуждения» и «отсутствия истинного Богопознания», которое «принимает дела диавола за дела Божии». Святитель Аверкий уточняет: «Вся обстановка в мире перед приходом антихриста будет такова, что антихрист явится как бы необходимым следствием всей этой подлинно-антихристианской обстановки, антихристианского умонастроения мира».

Святитель Игнатий напоминает слова святого апостола Павла, о том, что пришествие антихриста совершится «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви Истины для своего спасения» [2Фес. 2, 6-10]. Неведение и плотское мудрование, увидев эти чудеса, нисколько не остановятся для размышления, немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей, признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением Cилы Божией. И антихрист будет принят – очень поспешно, необдуманно... Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих».

Святитель Аверкий пишет: «Эти предостерегающие слова святителя Игнатия особенно важны для тех, кто легкомысленно смотрит на современную подготовку мира к принятию антихриста, кто остаётся слеп и, несмотря ни на что, не хочет видеть явных признаков этой деятельности к воцарению антихриста. Деятельности, бешено ведущейся со стороны его слуг, уже продавших сатане свои души за земные блага: за свободное, беспрепятственное удовлетворение «похоти плоти», «похоти очей» и «гордости житейской», то есть сластолюбия, сребролюбия и славолюбия [1Ин. 2, 16].

Нужно помнить, сколь велико будет лукавство антихриста, как хитро будет действовать он, если даже «избранники Божии», то есть истинные христиане окажутся в затруднении, не будучи в состоянии сразу «раскусить» и изобличить антихриста: даже и они не смогут сначала узнать его!.. Причина этого затруднения и сильного влияния антихриста на людей, по словам святителя Игнатия, «будет заключаться в его адском коварстве и лицемерстве, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло... Поскольку явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели, по причине возвышеннейшей его добродетели признают его и покорятся ему те, которые признают правдою падшую человеческую правду, и не отреклись от неё, от этой человеческой правды, для Правды «Евангелия» [Преподобный Макарий Великий, беседа 31].

Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения; искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкой...

Откроет антихрист перед человечеством позорище поразительных чудес, необъяснимых современной наукой, позорище, подобное ухищрённым представлениям театра; он наведёт страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведёт в недоумение человеческую учёность. Все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отошедшие от руководства Светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю».

Святитель Аверкий прибавляет: «Только человек, совершенно слепой духовно или уже состоящий на службе у слуг антихриста, не признает, что мы находимся в преддверии царства антихриста, начинаем уже испытывать на себе всё вышесказанное! Но как и почему люди отвергнут Христа и примут антихриста? И на этот вопрос даёт прекрасное объяснение святитель Игнатий: так же, как они отвергли Христа много столетий тому назад и распяли Его на кресте».

И вот ещё одно поразительно точное наблюдение святителя Игнатия: «Христианство преподано с такой определённостью, что нет оправдания для тех, которые не знают его. Причина незнания – одно произволение. Как солнце светит с неба, так светит христианство. Закрывающий произвольно глаза да приписывает своё не-видение и неведение собственному произволению, а не отсутствию света. Причина отвержения Богочеловека человеческими существами заключается в самих человеках, как в них же и заключается и причина принятия антихриста...

Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, они приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом. «И за сие пошлет (то есть попустит) им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие Истине, но возлюбившие неправду» [2Фес. 2, 11-12]. В попущении Своём Бог правосуден. Попущение будет и удовлетворением, а вместе с тем и обличением, и судом для человеческого духа. Придёт антихрист в своё предопределённое ему время. Пришествие его предварится общим Отступлением большинства человеков от христианской веры. Отступлением от Христа человечество приготовится к принятию антихриста, примет его в духе своём... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков», – иначе говоря, глубокого нравственного повреждения, духовного падения...

Святитель Аверкий подчёркивает: «Мы предупреждены обо всём, и страшный ответ понесём, если станем легкомысленно уверять себя и других, что ничего особенного не происходит, что всё совершенно нормально и что со всем надо в душе примириться, ничего не боясь и ничего не предпринимая, «плывя по течению, как все», или «идя в ногу со временем», стремительно влекущем нас к антихристу... Вся современная культура и вся человеческая жизнь, направленная лишь на обеспечение внешнего, чисто земного благосостояния людей, усиленно и поспешно подготовляют мир к воцарению антихриста. Итак, крайнее время для каждого из нас – определить, где мы и с кем мы: в «малом остатке» истинно-верующих, в этом «малом стаде» Христовом, по выражению Самого Христа-Спасителя [Лк. 12, 23] – со Христом или с Его врагом – антихристом?».

По книге святителя Аверкия (Таушева) «Соль обуевает.

Знамение приближения конца». (1998 г.)

Назад