ДВА КРЫЛА ЛЕГЧЕ САМОГО ВЕТРА (с.6 №79)

20.08.2017

Повелев бесам выйти из одержимого, страдавшего лунатизмом, изгнав тех демонов, которые оказались неподвластны даже слову апостольскому, Христос поясняет: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» [Мф. 17, 21].

Вот как толкует это событие и обращённые к ученикам слова Господни святой Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея». Спаситель, пишет он, здесь «разумеет вообще демонов, а не только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов. Однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от недуга; нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте. Ты скажешь: если нужна вера, для чего же ещё нужен пост? Для того, что кроме веры и пост много придаёт крепости; он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе: нужна ещё молитва, и она должна предшествовать.

И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей!.. Тот, кто молится, как до́лжно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив. Кто постится, тот становится лёгким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Кто молится с постом, тот имеет два крыла легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося. Может преклонить Бога тот, кто непрестанно предстоит пред Ним, укрощает чрево и отвергает утехи. Потому-то и апостолы всегда почти постились».

Святитель Феофан Затворник, размышляя о необходимости неизменно прибегать к молитве и посту как к сильнейшим средствам, исцеляющим душу и тело, в «Мыслях на каждый день» призывает нас обратить это спасительное Христово напутствие, прежде всего, к самим себе. Он обращает наше внимание на следующее. «Если сей род /демонский/ изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более он войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна, и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать они тому, кто ограждён молитвою и постом. Пост – всестороннее воздержание, молитва – всестороннее Богообщение. Тот со вне защищает, а эта – изнутри устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара.

Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают своё вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что всё сам делает, а между тем – только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост – и враг тотчас уйдёт и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться. И действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост».

Назад