Русский выбор (с.4 №81)

01.11.2017

В сентябре 1380 года произошла великая битва – Куликовская. Русские полки под водительством московского князя Димитрия в кровопролитнейшем сражении сломили грозную силу Мамаевой Орды. Победа наших предков имела огромное значение в мировой геополитической расстановке, и от берегов Дона докатилась до волн индийского Ганга весть о русских. Однако итоги побоища сказались не только в политике, но и в сфере духовной...

Как известно, Куликовскую битву предварил поединок двух воинов из противоборствующих сторон. Подобное прежде практиковалось довольно часто, и корни такого сакрального противостояния тянутся из седой древности. Вспомним библейскую историю сражения Давида и Голиафа, борьбу до смерти русского князя Мстислава с вождем адыгов Редедей, бой русича Кожемяки, победившего великана печенежина голыми руками... Поединок перед битвой и, конечно, исход его исполнены глубокого смысла: здесь на глазах у всех свершается Божий Суд, и победа или поражение поединщика поднимает или угнетает боевой дух всего воинства. На этом «судном поле», почитай, всегда свершается акт Высшей Правды.

На Куликовом поле сошлись противниками Александр Пересвет и Темир-мурза Челюбей: православный инок и бывший воин – с воином и бывшим монахом тибетским... Пересвет прибыл на битву из Свято-Троицкого монастыря, основанного великим молитвенником, игуменом Земли Русской преподобным Сергием Радонежским. Александр Пересвет не всегда был иноком. Знатный боярин, он долго служил Руси на ратном поприще. Его противник, не менее знатный Темир Челюбей, напротив, не всегда был поединщиком. Боевую подготовку мурза прошёл в своё время на Тибете, постигнув в среде тибетских монахов и практику боевой магии...

В чём же суть «магии боя», освоенной татарским мурзой? Овладевший ею человек становится способен с помощью заклинаний призывать на помощь могучих духов. И, слившись с ними, он оказывается практически неуязвимым для соперника. Явление редкое, но не уникальное. Из скандинавских саг до нас дошли сведения о берсерках – свирепых воинах севера, одолеть которых было чрезвычайно трудно. На Руси тоже имелись чудо-ратоборцы, чьи поразительные победы, впрочем, не были связаны с владением тёмными практиками. Нашими соотечественниками эти воины назывались «рыкари», ибо в бою могли подражать рыку волка, чем вводили противника в состояние настоящего ступора. Русские летописи повествуют о богатырских подвигах рыкарей, которые поодиночке могли выйти против десятка, а в некоторых случаях – даже и против сотни противников. Рыкарями являлись Илья Муромец, Александр (былинный Алёша) Попович, Меркурий Смоленский, Евпатий Коловрат... Но если западные берсерки перед битвой «заряжались» специальным отваром, то наши рыкари настраивали себя на бой иным, внематериальным способом. Обращаясь за поддержкой невидимых сил в схватке и являясь праведными борцами с духами тьмы, они прежде всего уповали на Бога. Тибетская методика усиления личной боевой мощи ближе рыкарям, нежели берсеркам. Однако за воинское могущество, приобретённое с помощью тибетской боевой магии, следует страшная расплата: душа человека и после смерти не освобождается от власти злых духов.

Сломить нравственно и физически дотоле непобедимого Темир-мурзу, выставленного противниками русского воинства на Куликовом поле для поединка, победить его ещё до начала сечи – это казалось почти невозможным. Челюбей – человек исполинского роста и чудовищной физической силы, сочетавший искусство боя с магической поддержкой духов тьмы – устрашающе возвышался над готовыми к схватке ратниками... Но святой прозорливец преподобный Сергий не случайно отправил на противостояние с тибетским магом Челюбеем инока Пересвета, облечённого в схиму и воспринявшего Благодать Святого Духа. Пересвета Господь тоже силушкой, правда, не обидел, однако победа православного ратоборца над своим противником могла осуществиться лишь через его личную жертву – телесную смерть... И русский инок, готовый к этому, перед поединком не надел под схиму доспехов, положившись на Волю Божию – то есть, став непобедимым в абсолюте. Потому жертвенная победа его была столь же неизбежна, как и челюбеево безусловное поражение. Для служителей тьмы исход этого поединка нарушил привычный ход вещей, а по Высшей Правде – именно истинный порядок развития событий и был победой Пересвета восстановлен.

Знал ли преподобный Сергий Радонежский, на какой подвиг он посылает Александра Пересвета? Несомненно. Прозрев исход Куликовской битвы, великий подвижник, находясь в обители, наблюдал духовным оком за течением самого сражения и поминал павших в бою русских героев... Знал ли Пересвет, что его ожидает? Конечно. Но он ведал и о том, что смерть телесная – ничто перед жизнью вечной и победой духовной, поскольку духи тьмы, как бы сильны они ни были, не могут противостоять тем, кто идёт праведной стезёй.

Таковым на многие века стал выбор русских праведников, ибо «не в силе Бог, а в правде...».

Назад