Бессмертие. (Свт. Лука Крымский, с.15 №83)

24.01.2018

 БЕССМЕРТИЕ

Между телом и духом существует постоянное взаимодействие. Всё, что происходит в душе человека в течение жизни, имеет значение, потому что жизнь нашего тела и души – все мысли, чувства, волевые акты – теснейшим образом связаны с жизнью духа. Жизнь тела и души можно сравнить с виноградной гроздью. Прекращается питание её соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод – и остаются лишь выжимки, обречённые на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине, куда переходит всё ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. Так и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души.

Дух праведников, просветлённый и усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития добра близ Божественной Любви, находясь в общении с Богом и светлыми бесплотными силами. А мрачный дух грешников, злодеев и богоборцев будет страдать из-за своего отчуждения от Бога, Святость Которого познает, наконец. Находясь в общении с диаволом и демонами, такой дух будет питаем невыносимою отравой, которую таит в себе ненависть, возрастающая в непрестанном общении с источником зла – сатаной.

В мучении тяжких грешников нет вины Бога, ведь всякий человек получает дыхание Духа Святого, и никто не рождается от духа сатаны. Но как чёрные тучи поглощают свет солнца, так злые акты ума, воли и чувства при их повторении и преобладании постепенно затемняют Свет Христов в душе злого человека, чьё сознание всё более определяется воздействием духа диавола. Кто возлюбил зло, а не добро – тот сам уготовал себе мучения в жизни вечной... Дух человека свободен, и этот «дух дышит, где хочет»...

По свидетельству «Откровения», не только дух, но и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или мучениям грешников. В бессмертии почтятся тела святых как орудия духа, много трудившиеся в земной жизни, а тела грешников понесут свою кару. Ведь если при жизни тела дух был организующим началом, связанным со всеми органами и тканями, то почему исчезнет эта связь после смерти? В момент всеобщего Воскресения она восстановится, и вновь проявится организующая и творящая форму власть бессмертного духа над всеми элементами истлевшего тела. Ничто не исчезает, а только видоизменяется...

По слову апостольскому, «мы, по обетованию Его, ожидаем нового Неба и новой земли, на которых обитает Правда» [2 Петр. 3, 13]. А вот свидетельство святого Иоанна Богослова: «Он будет обитать с ними /с человеками/, они будут Его народом и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» [Откр. 21, 15]. В новом мироздании человек должен обладать всей полнотой естества своего, дабы воспринимать новые ощущения обновлёнными, просветлёнными чувствами.

Святой Павел сравнивает участь смертного с зерном: «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстает тело духовное» [1Кор. 15, 35-44]. В землю посеянное зерно как бы истлевает, но из него вырастает совершенное новое растение: Бог даёт ему и форму, и красоту, и жизнь. В землю зарывается по смерти тело человеческое – и перестаёт существовать. Но из элементов его, как из зерна, в своё время Силой Божией воскреснет не немощный и бессильный труп – а новое духовное тело, полное сил, нетления и славы. «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с Неба. Каков перстный, таковы и перстные, и каков Небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного» [1Кор. 15, 47-49]. При жизни наше тело – как тело Адама. По воскресении оно станет иным, подобным телу Небесного Адама – Иисуса Христа после Воскресения, в котором Он вознёсся на Небо. А Тело воскресшего Господа проходило сквозь запертые двери, могло внезапно исчезать из виду [Лк. 24, 36; Ин. 20, 19], Его не сразу узнавали апостолы и мироносицы. Изменятся подобно и наши тела в жизни вечной.

«Всё новое» – это относится ко всему творению, ко всякой твари. Поскольку и у животных дух связан с телом, можно ожидать, что и их тела будут существовать после гибели нынешнего мира в некой новой природе в новом мироздании. Апостол Павел пишет: «Тварь покорилась суете не добровольно, ...в надежде, что ...освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» [Рим. 8, 19-22]. Вся тварь жила бы в свете и радости, не измени грехопадение Адамово судеб мира, и именно по греховной воле Адама, которому Бог подчинил тварь, она подпала страданиям и тлену. Но и для твари есть надежда, что в день прославления всех праведников, искупленных Христом от рабства тлению, она будет освобождена от мучений и станет нетленной. В новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит освящение Словом Божиим: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» [Быт. 1, 31]. И новая жизнь для низкой твари будет тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её. БУДИ! БУДИ!

По слову святителя Крымского Луки (Войно-Ясенецкого)

Назад