Бизнес - школа для христианина (Игумен Нектарий, с.12 №83)

24.01.2018

БИЗНЕС – ШКОЛА ДЛЯ ХРИСТИАНИНА

Для нас, православных христиан, довольно обычно видеть в бизнесе нечто абсолютно противное евангельскому духу и учению, относиться к нему как к чему-то нечистому. Стоит услышать «бизнес» – и сразу на память приходит богач, не знающий, что ему делать с урожаем, от которого ломятся житницы, и другой богач, у дверей которого умирает праведный Лазарь. И слова Спасителя – о том, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное...

Ясно, что разными бывают состоятельные люди, что и среди них есть те, кто старается жить жизнью благочестивой, хотя это редкость: чем больше возможностей, тем больше и искушений, да и сам путь к собиранию состояния чаще всего бывает тернист, требует от человека решений и поступков далеко не всегда нравственных. Встречаются ли исключения? Встречаются, но не о них будет речь, а о другом.

Вот о чём: «Сыны века сего догадливее сынов Царствия в роде своём» [Лк. 16, 8]. Это не кто-то, это Сам Господь говорит в притче о неправедном управителе. Для чего? Для того, думаю, чтобы мы, стремящиеся стать сынами Царствия, поняли: даже и у сынов века сего нам есть чему поучиться, поскольку у них имеются деловые навыки, опыт и свои весьма ценные находки, которыми не следует пренебрегать совсем.

Если кого-то очень уж смущает наименование «бизнес», то вспомним его перевод на русский язык: «дело». Мелочь вроде бы, но совсем по-разному звучит: «Этот человек занимается бизнесом» и «Этот человек занимается делом».

В бизнес (или в «дело») приходят многие, но преуспевают далеко не все, а вершин успеха достигают единицы. И если говорить не о тех, кто занят «распилом», развалом и растаскиванием чего-либо, что было собрано задолго до него, а о людях, строящих своё дело с нуля, всего добивающихся самостоятельно, то в историях их восхождения мы можем проследить одни и те же важные закономерности.

Ни в одном деле нельзя преуспеть без трудолюбия, без основательности, последовательности и мужества. Никогда ничего не добьётся тот, кто работает лишь тогда, когда это доставляет ему удовольствие, а чуть наскучит – бросает начатое. Равно как и тот, кто от одного занятия с лёгкостью переходит к другому. Точно так же не состоится в бизнесе и тот, кто готов на всё, только бы избежать трудностей – и стоит ему столкнуться с ними, как он малодушно капитулирует.

Дело требует самоотдачи – полной, доходящей подчас до самопожертвования: ради результата человек нередко пренебрегает личной жизнью, здоровьем, едой, сном, практически всем. Бизнес требует также умения разделять главное и второстепенное, отсекая последнее, чтобы все свои силы посвятить важнейшему.

Деловой человек обязательно должен научиться правильно определять цель, а затем и средства, необходимые для её достижения. Ему нужны собранность и внимательность: сто́ит расслабиться, рассеяться, как всё сразу пойдёт не так.

Мир бизнеса – это среда, в которой человек человеку волк, он пропитан духом конкуренции. Это плохо. Но существенно другое: если ты не учишься, не совершенствуешься – значит, ты прекратил движение вперёд, остановился, замер в своём развитии, и твоё место обязательно займёт тот, кто не ленится и не жалеет себя.

Бизнес учит человека быть реалистом. Можно спорить, хорошо ли то или иное предложение, идея, принцип, направление, но критерий правильного выбора среди них всего один: работает или не работает. Но в то же время не обойтись и без идеализма в каком-то смысле («делового идеализма»). Если не ставить перед собою задачу, достижение которой кажется первоначально (тебе самому или кому-то ещё) практически невозможным, то отсутствует перспектива развития: ты занижаешь свою планку и вряд ли добьёшься чего-то по-настоящему впечатляющего.

Бизнес – это обязательно поиск, творчество: всё шаблонное, повторяющееся быстро изживает себя, становится вчерашним днём, оказывается неинтересным для дня сегодняшнего. В каком-то смысле бизнес даже сродни искусству: в каждой его области, отрасли, направлении есть свои виртуозы.

Своё дело требует терпения: поспешность, желание получить всё и сразу погубили многих буквально на старте или вскоре после него. Оно требует скромности: поддаваясь духу тщеславия, пускаясь в пляс под его дуду, ты непременно восстановишь против себя людей, моментально наживёшь врагов.

Оно требует смирения: только пока ты продолжаешь считать себя ничего не достигшим, у тебя сохраняется способность без устали стремиться вперёд.

Неудаче можно найти массу оправданий: козни конкурентов, непредвиденные обстоятельства, слабость команды, отсутствие оборотных средств, кризис, ошибки в расчётах, недобросовестность партнёров и прочее, прочее... Но какой в этом смысл? Каждый, кто создал стабильное дело, немилосердно, но честно скажет: ни команда, ни партнёры, ни конкуренты, ни кризис в неуспехе бизнеса не виноваты, виноват лишь ты сам, а всё остальное – не учтённые тобою факторы.

Безусловно, бизнес и христианский подвиг – разные вещи. Первый может вдохновляться страстью наживы, эгоизмом, самолюбием; второй всему этому обязательно должен быть чужд.

Первый может изуродовать душу человека, заставить забыть о Небе и всецело привязаться к земле – причём как в случае успеха, так и в случае полного фиаско. Второй, напротив, имеет своей целью оторвать нас от земли и помочь обратиться горе́.

Но вот беда: мы живём в такое время, когда духовных подвижников до крайности мало, и оттого, видимо, правильное представление о подвиге христианском – огромная редкость. А бизнесменов, в большей или меньшей степени преуспевших, в избытке.

Отчего так? притом что трудятся они ради награды временной, а мы, христиане – и братия, и сестры наши – призваны подвизаться ради награды вечной? Не оттого ли, о чём говорит Господь: сыны века сего – и правда!.. – несравненно догадливее нас в роде своём.

И, возможно, следует быть внимательнее к многообразному опыту деловых людей и учиться у них тому, чего нам самим, к сожалению, часто не хватает. Чтобы не выяснилось, в конце концов, что они, сыны века сего, ради целей своих, суетных и конечных, подвизались до крови. А мы, ради вечного и бесценного – не пожелали лишний раз и пальцем шевельнуть.

Ведь если вдруг окажется так, то именно нам, пусть мы будем хоть самыми бедными, вовсе ничего не имущими, ни за что не пролезть в игольное ушко, именно нам не достичь Царства Небесного...

По тексту игумена Нектария (Морозова)

Назад