Время благодатных перемен (О. Николай Бабич, с.2, №83)

24.01.2018

ВРЕМЯ БЛАГОДАТНЫХ ПЕРЕМЕН

Бог, Творец всего и вся, неизменно пребывает в вечности. А человек в своей земной жизни подчинён круговерти дня и ночи, череде времён года, возрастным и социальным изменениям. Главный смысл этих перемен – в стремлении к обретению человеком подобия Божьего на пути личного самосовершенствования, превращение каждого из нас, по словам апостола Павла, в «новую тварь» [2Кор. 5, 17], которая будет сопричастна Божественной Вечности, Истине, Красоте, Любви...

И вот снова январь – середина русской зимы, когда ждёшь её, сияющую чистыми снегами – ан нет: вот, примите такую, как нынче, поразительную по неожиданному теплу и бесснежью... И всё же свершившееся начало нового календарного года принесло радость новизны: проклюнулись первые мгновения неуклонно растущего светового дня – как набухшие почки грядущей весны, как живые капли прибавленного света, отвоёванные у ночной тьмы, как упрямые родники, пробивающиеся из-подо льда...

Несколько дивных праздников отмечаем в январе: Светлое Рождество Христово, Обрезание Младенца Иисуса, Крещение Господне. В них собрано, возможно, самое важное для судьбы мира: от начала великой тайны воплощения Бога в крошечном новорождённом Новом Адаме, лишённом греха – до самого непосредственного приближения момента Его мессианского Служения – трагического Крестного Пути Спасителя нашего Господа Иисуса Христа...

Для нашего храма, строительство которого продолжается уже несколько лет, второго января завершился год 170-летия со дня блаженного отшествия ко Господу святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. Планировалось многое, и немало удалось сделать, с Божьей помощью, несмотря на непростые времена. Но собрать необходимые средства на главный колокол-благовестник, пока что, к сожалению, не удалось: приход небогат, и люди живут трудно, житейские заботы, тяготы и радости свои периодически оставляя ради общей церковной молитвы на Богослужениях, посильно участвуя в трудах по благоукрашению храма. И главное: стараясь, по евангельской заповеди, поддерживать духовное единство общины, «носить бремена» друг друга.

И здесь высоким образцом смирения, терпения, трудолюбия и неуклонного следования благой цели для всех нас является житие нашего небесного покровителя, святителя Антония (Смирницкого). Его восхождение «от силы в силу» – иначе говоря, возрастание как личности незаурядной, деятельной, образованной, высокодуховной – длилось всю жизнь. Он, будучи сыном небогатого малороссийского священника и до пострижения в сан именовавшийся Авраамием, успешно окончил Киевскую Духовную академию, а двадцати трёх лет вошёл в святую Киево-Печерскую лавру, где через год был пострижен в монашество с именем Антония и два месяца спустя рукоположен во иеродиакона. И с той поры всю жизнь свою посвятил служению Богу. Его послушания в святой обители начались с чтения на клиросе и корректуры издаваемых в лаврской типографии Богослужебных книг. Читая священные тексты, молодой насельник обрёл внутреннюю тишину и цельность, очистил душу от суеты и приучил себя к непрестанной умной молитве. В двадцать шесть лет Антоний – иеромонах, который образ своего существования в Лавре выстраивает по любимой им евангельской заповеди Христа: «Возьмите Иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» [Мф. 11, 29].

С тридцатипятилетнего возраста в течение семи лет преосвященный Антоний возглавлял лаврскую типографию. Потом был начальником ближних Антониевых пещер, с радостью молясь и ревностно служа у мощей первоначальников Лавры, святых угодников Антония и Феодосия, и мечтая принять схиму. А сорока двух лет был назначен наместником всей Лавры и оказался на высоте своего призвания столь кроток и смирен сердцем, что обрёл любовь и глубокое уважение и монашествующих, и многочисленных посетителей Лавры.

Святитель Антоний имел дар проникать в глубину человеческих душ, мудрым и ясным словом согревая и утешая страждущих, обращая и взоры, и упования приходящих к нему людей на Бога, укрепляя их веру. Кроме прочего, преосвященный был очень сострадателен к бедным и неутомимо жертвовал всем нуждающимся. Неудивительно, что имя благочестивого подвижника вскоре стало известно в отчей земле как простым людям, так и царствующим особам. Сам же он, общаясь с посетителями Лавры, хорошо узнал русский народ, сердечно воспринял его беды и чаяния.

Потому его рукоположение во епископа Воронежского, свершившееся, когда он достиг пятидесяти трёх лет, стало, по Божьему Промыслу, великим благом для пришедшей в те времена в упадок обширной епархии, образ которой явился ему в пророческом сне в виде принятого из рук таинственной и величественной Невесты поблекшего, увядающего цветка – «худой вощанки». Двадцатилетние труды святителя Антония на воронежской кафедре превратили находившийся тогда в бедственном положении край в процветающую епархию. Активно строились храмы, восстанавливались монастыри, открывались учебные заведения, собирались средства в помощь нуждающимся и щедрые пожертвования отправлялись на Святую Землю – в Иерусалим, в Вифлеем, на Синайскую гору...

Владыка регулярно жертвовал значительные суммы на устройство благотворительных обедов, особую заботу о народе проявляя во время эпидемий холеры, совершая молебны и крестные ходы, налагая пост на себя, на священство и паству... Имея солидный лаврский опыт, святитель Антоний способствовал развитию в Воронеже издательского дела, большое внимание уделял укреплению духовных школ и просвещению, посещал экзамены в семинарии и училищах, приглашая на них губернатора, предводителя дворянства и купечество...

Преподобный Серафим Саровский называл святителя Антония своим духовным братом и посылал к нему в Воронеж болящих за исцелением, притом что сам владыка смиренно именовал себя лишь «служкой святителя Митрофана». Прославление имён святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского свершилась благодаря стараниям архиепископа Антония в трудный, называемый «синодальным», период существования Русской Православной Церкви, когда её самостоятельность внутри государства Российского была весьма ограничена. По инициативе воронежского владыки были собраны и зафиксированы многочисленные свидетельства чудес, произошедших по молитвам к обоим святым Божиим, подготовлены все необходимые документы для их прославления, одно из которых состоялось при жизни святителя Антония, а второе – уже спустя десятилетие после его кончины... На пожертвования святителя Антония в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне был основан первый за пределами России храм во имя святителя Митрофана Воронежского... Когда через Воронеж проходили многочисленные отряды русских воинов, направлявшихся на Кавказ, владыка Антоний распорядился напутствовать воинов у мощей святителя Митрофана, и офицеры и солдаты по возвращении с войны благодарили владыку за его молитвы...

Впечатляющи и иные деяния святителя. При его управлении епархией построены 63 новых храма, восстановлен древнейший монастырь Подонья – Дивногорский Успенский, переведён на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины – Задонская Богородице-Тихонова, Тюнинская и Белогорская Воскресенская, ставшие позже известными монастырями. Владыка возобновил повсеместное почитание Дивногорской (Сицилийской) иконы Божией Матери после того, как по молитвам пред нею прекратилась эпидемия на юге Воронежского края.

Будем же и мы смиренно и упорно трудиться, возводя храм Божий во имя святителя Антония, архиепископа Воронежского и Задонского, на освящённой его великими трудами земле, да прославится вновь после поры забвения благословенное имя его.

Будем также созидать и украшать, по примеру нашего духовного пастыря и светильника Земли Русской, несуетное, сияющее снежной чистотой пространство в душах наших – внутренний храм Божий.

Не оставим благих целей духовного единения во Христе, в Любви Божией. И уповая на верную помощь нашего небесного покровителя, не устанем просить: «Святителю отче наш Антоние, моли Бога о нас!.. ».

И да свершатся по его молитвам благодатные перемены. Они уже на пороге...

Протоиерей Николай Бабич, настоятель воронежского

храма во имя свт. Антония (Смирницкого)

Назад