Высшее счастье - верность (И.Ильин, с.8, №84)

11.02.2018

ВЫСШЕЕ СЧАСТЬЕ – ВЕРНОСТЬ

Что могут люди без верности? Что удаётся без неё? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол; он ослабляет все связи; он жаждет «освобождённого человека». Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Но всеобщее освобождение от «оков», всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели.

Всё великое заложено глубоко; оно зреет медленно и требует людей с глубокими чувствами и твёрдой волей – людей крепких убеждений, чувствующих себя только тогда хорошо, когда они знают, что их поддерживает верность. Скоро возникает лишь неполноценное; зато оно и живёт недолго, как бабочка-однодневка, и оно незначительно, как сметённая пыль. Великая идея – глубокие раздумья – долгие усилия – истинная верность. Это единая цепь, на которой зиждется всё творчески-великое – как в жизни народа, так и в духе отдельного человека. Как просто и точно звучат эти слова: «Я остаюсь тем, кто я есть; я буду любить то, что привязало моё сердце; и я буду действовать так, пока моя грудь будет подниматься от дыхания жизни».

Кажется, как просто ведёт себя верность! Однако она – редкий гость на земле. Потому что верность идёт изнутри и предполагает цельность души; но современный человек склонен к распылению, ко всеотрицающему критиканству. Цельный человек обладает одним-единственным духовным центром, который и определяет его жизнь; именно такой склонен к верности. Если же человек распылён, то он колеблется между несколькими имеющимися в нём и состязающимися друг с другом – и потому бессильными «центрами», которые постоянно мешают и предают друг друга.

Верность – это то душевное, духовное единство, из которого рождается внутренняя уверенность верного. Чтобы быть верным, надо что-то любить; то есть вообще надо уметь любить, и любить безраздельной, полной любовью. Эта любовь и определяет человека, она привязывает его к любимой ценности. И верность, таким образом – это приверженность высшей ценности. Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, всё предающий. А кто действительно любит, тот не может быть не верен: в нём властвует внутренний закон, святая необходимость. Эта необходимость ему не в тягость, нет: он и не хочет иначе, он ничего другого и не желал бы и не мог. Эту необходимость он воспринимает как нечто избранное им самим и желанное: как самоопределение, как истинную свободу. Она для него легка и естественна, и он несёт свою верность как единственную и естественную возможность своей жизни.

Верный человек обладает глубиной характера. Тому, кто неглубок и пуст, верность «не удастся». У верного человека ясное, честное сердце. Тот, кто живёт с сердцем сумбурным, мрачным – тот однажды теряет свою верность в этом сумрачном хаосе.

Верный человек обладает сильной волей. Как может соблюсти верность слабовольный человек? Верный человек – духовная сила Бытия, непроизнесённая присяга, та точка опоры, которая требовалась Архимеду, чтобы перевернуть мир. Возникая из внутренней силы, верность сама является источником силы. Она подкрепляется характером, достоинством и честью. Она – искра Божия, благословение Божие, она – истинное укрепление в Господе...

Всё, что сделалось в человеческой истории по-настоящему истинным, что сумело победить все сомнения, страхи и опасности, что черпало из глубины и страдало по-рыцарски – всё это жило в верности. Верность для нас – как зов наших предков и как обет нашим внукам. В этом слове звучит глубокое убеждение, утешение и успокоение. А кто действительно ведает верность, тот сумеет поведать кое-что о её блаженстве и о высшем счастье её.

Иван Ильин

Назад