Русский Златоуст (И.Маркин, с.6, №84 )

11.02.2018

РУССКИЙ ЗЛАТОУСТ

Полуостров Крым – форпост Православной Веры, русской культуры и российской геополитики. Изначально южный берег Крыма эллины называли Тавридой (Та́врикой, страной та́вров), а в период раннего Средневековья (примерно до XV века) это название использовалось для всего Крымского полуострова. Таври́да – это название Крымского полуострова сохранилось и после его присоединения к России в 1783 году, хотя в официальных документах полуостров продолжал именоваться Крымом. Таврическая губерния – самая южная из губерний европейской части Российской империи. Три уезда губернии – Бердянский, Мелитопольский и Днепровский – были на материке, а остальные пять – на Крымском полуострове. Со временем материковые уезды Таврической губернии отошли к Екатеринославской и Херсонской губерниям и в Таврической губернии остался собственно Крымский полуостров. Давние связи объединяют Крым с нашим Чернозёмным краем. На памятнике «Тысячелетие России», что стоит на берегу могучего Волхва в Новгороде Великом, среди самых знаменитых деятелей нашего Отечества есть барельеф с изображением славного иерарха, члена Святейшего Синода, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), который принял это служение с 24 февраля 1848 года.

А родился будущий архипастырь 15 декабря 1800 года в наших чернозёмных краях: в Ельце, в семье священника Успенского храма Алексия. Во святом крещении младенца нарекли именем Иоанн. Родители его, как отмечается в жизнеописании, были просты: «Крест и молитва – вот главные основания их жизни». Маленьким мальчиком Ваня тяжко заболел, и его мать Акилина сама лечила его: горячей молитвой, росным ладаном, благословенными хлебами, травами и елеем от чудотворных икон.

Уже умевшего писать и знавшего из домашнего образования славянскую азбуку Ивана родитель привозит в Воронеж и определяет в уездное училище. После Воронежа юноша поступает в Орловскую духовную семинарию, где учится за одной партой с будущим епископом Кавказским и Черноморским Иеремией, а тогда – просто семинаристом Иродионом Соловьёвым. И эту дружбу бывшие однокашники сохранили на протяжении всей жизни...

Киевскую духовную академию Иоанн Борисов окончил со степенью магистра Богословия – и первым по успеваемости. Проводя время за книгой, он более всего занимался обработкой и составлением проповедей. Причём Борисов так ясно и просто излагал товарищам и преподавателям материал, что иной раз даже маститые профессора приходили в изумление. «Все науки ему давались легко, и он единогласно был признан первым студентом академии, – вспоминал о будущем архипастыре митрополит
Мануил (Лемешевский). – Можно сказать, что не наука была его истинным призванием, а искусство человеческого слова. Он был не только отличный знаток, но и гениальный художник отечественного слова. Светлый ум, обширная память, творческое воображение, всесторонняя учёность, увлекательное красноречие, величественный и благолепный вид – вот черты, которыми характеризовали его современники».

Вскоре Борисова определили в Санкт-Петербургскую Духовную семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории и греческого языка. В этом же году, 1823-м, он стал также ректором Санкт-Петербургской Александро-Невской Духовной Семинарии. 10 декабря 1823 года Иоанн Борисов был пострижен в монашество с именем Иннокентий и рукоположен в иеродиакона, а чуть позже стал иеромонахом.

Последующие шесть лет были отданы им Санкт-Петербургской Духовной Академии. Бакалавр, затем экстраординарный профессор, в 1826 году возведённый в сан архимандрита, двадцати девяти лет удостоенный и докторской степени, молодой деятельный богослов следующее десятилетие был ректором Киевской Духовной Академии, епископом Чигиринским, управляющим Киево-Михайловским монастырём, много переводил и писал собственные сочинения...

Среди книг православного учёного – «Жизнь святителя Киприана», «Жизнь святителя апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских» и другие. Некоторые переведены на польский, сербский, греческий, армянский, французский и немецкий языки.

Одно из его наиболее известных сочинений – «Последние дни жизни Иисуса Христа». Обладая блестящим даром изложения, он наизусть читал лекции и оживил интерес учащихся к занятиям наукой. Проповеди владыки Иннокентия в напечатанном виде распространялись по всей России. Совсем не случайно его назвали гениальным художником русского слова. В собственной обработке он преподавал все главные отрасли Богословия, создавая новую русскую школу проповедничества. Его заслуга – перевод преподавания Богословия в Киевской академии на русский язык с латинского. Это было крайне важно, так как латынь держала отечественную Богословскую науку в рабской зависимости от католической традиции.

Долгие годы находясь на пастырской службе, Иннокентий (Борисов) сменил немало мест и должностей. Помимо вышеназванных высоких постов он был также епископом Вологодским и Устюжским, Харьковским и Ахтырским. Его стараниями были восстановлены Тотемский, Ахтырский, Святогорский и Георгиевский Балаклавский монастыри, открыта Никольская женская обитель.

Достигнув сорока восьми лет, в февраля 1848 года он принимает сан архиепископа Херсонского и Таврического. В этой части Российской империи многонациональная православная паства с давних времён постоянно подвергалась влиянию немецких колонистов и евреев. Восстановить в Крыму разрушенные древние русские памятники и основать здесь, в Крыму, на тёплом черноморском побережье свой православный «Русский Афон» – вот главное, что хотел сделать владыка, управляя епархией.

По воспоминаниям современников, мир природы владыка Иннокентий воспринимал как вторую «Библию», ибо она свидетельствовала о Божественном величии Творца... В одном из своих сочинений он писал: «Посмотрите на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громом: не образ ли это Всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звездами, на восходящее солнце: не образ ли это Премудрости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслью к совершенствам Творца твоего?»

И многое и задуманного удалось владыке. Архиепископ Иннокентий сумел сохранить развалины древнего Херсонеса, помнящего святое Крещение равноапостольного князя Владимира, обновил в Инкермане древний храм, вырубленный в скале руками святого Климента, и устроил там небольшой скит, на развалинах Херсонеса создал Херсонесский мужской монастырь, открыл в Крыму ещё несколько монастырских скитов, отстроил и реконструировал множество храмов. В Одессе же учредил два новых торжественных крестных хода. Как правящий архиерей владыка Иннокентий заботился об улучшении материального содержания и образования сельского духовенства, много ездил по епархии.

В Крымскую войну французы до основания разрушили Херсонесскую обитель. Архиепископ Иннокентий, несмотря на опасность, перемещаясь на буксире, посещал места боёв, в том числе и осаждённый Севастополь, часто находясь под огнём противника, совершал Богослужения в походных храмах, воодушевлял солдат горячими проповедями. Несмотря на свирепствовавший тиф, утешал в лазаретах раненых и умирающих. Историк Михаил Погодин назвал мужественного пастыря великим гражданином Русской Земли.

Для нас же величие этого имени особенно дорого: ведь архиепископ Иннокентий никогда не терял связи и с родным Черноземьем. И ельчане память о своём земляке чтили долгие годы. В 1901 году в Ельце открылась библиотека имени архиепископа Иннокентия (Борисова). А ныне икона святителя Иннокентия Херсонского и Таврического является одной из самых почитаемых в Вознесенском соборе города Ельца.

После окончания Крымской войны архипастырь Иннокентий не раз объезжал всю епархию, проводя Богослужения в разрушенных городах и изыскивая средства для восстановления храмов. Во время одной из таких поездок он тяжело заболел и вынужден был вернуться в Одессу, где и отошёл ко Господу 26 мая 1857 года.

В 1997 году были обретены мощи архиепископа Иннокентия, и он был причислен к лику местночтимых святых. С 2007 года мощи архипастыря почивают в нижнем, освящённом в честь его, храме Спасо-Преображенского собора Одессы. Кстати, там же рядом покоятся светлейший князь Михаил Семёнович Воронцов и его супруга Елизавета Браницкая. Неслучайное сочетание захоронений: Воронцов сделал Крым процветающим практически, Иннокентий – духовно. И оба достойно служили Богу и России.

Игорь Маркин

Назад