О НАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ (арх. Амвросий, с.6 №85)

19.04.2018

СЛОВО О НАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ

«Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота жены в убранстве дому ея», – гласит древняя «Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» [Сир. 26, 20-21].

Среди вопросов, особо занимающих мыслителей нашего времени – вопрос о назначении женщины. А в числе современных учений, наиболее возмущающих мирное развитие христианских девиц, есть учение о «высвобождении» женщины из того «стеснённого» положения, в котором, по мнению новых философов, она ныне находится не из-за древних заблуждений и предрассудков, а под влиянием самого учения христианского.

Доселе последователи учения Христова радовались, что в христианстве женщина – не предмет грубых наслаждений, не раба мужу, а свободная помощница его в трудах и равноправная участница не только во благах жизни земной, но и в блаженстве Жизни Вечной. Ныне же говорят: этого мало. Надо вывести женщину на широкое поприще, которое присвоили себе мужчины; надо сделать ей доступными все общественные должности и права; открыть ей все источники знания, все роды деятельности. Только тогда, говорят, она явится во всём совершенстве и блеске своей природы и вполне разделит с мужем как борьбу и труд жизни, так и торжество успеха...

Между тем, соединив в одно целое обязанности женщины, изложенные в «Библии», и описание тех многих достоинств, каковые при исполнении этих обязанностей должны раскрыться в её природе, мы получаем чистый и светлый женский образ, в котором находим все данные для правильного развития и счастья всего человечества.

По библейскому учению, девица, с кротостью нрава, с румянцем стыдливости на лице и целомудрием во взоре, радость матери, утешение отца и братьев – это цветок, которому по назначению самой природы суждено расти в тени, где только и может он сохранить свою красоту и благоухание. Супруга, неизменный друг мужа, участвует всею душою в его радостях и печалях, готова идти с ним всюду и разделить всякую участь. Мать – неустанная попечительница о детях, насаждающая в сердцах их страх Божий и семена множества добродетелей.

Как член Церкви, библейская женщина есть душа, полная Веры и покорности Воле Божией, смиренная и мужественная; в скорбях и лишениях – безропотная; ради истины и чести на все жертвы готовая; в опасностях – бесстрашная; в страдании – несокрушимая. Для неё не закрыто поприще общественной деятельности, но она не порывается на него с самонадеянностью и с забвением коренных свойств своей природы, а выходит только по особому призванию Промысла Божия. Высшая равноправность её с мужчиною открывается в том исповедании Веры, что «во Христе Иисусе несть мужский пол и женский» [Гал. 3, 22]. В том, что жена наравне с мужем есть участница всех даров Духа Божия; что Пресвятая Дева Мария, послужившая тайне искупления человеков – есть Царица Небесная, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения Серафим...

Говоря это, мы не намерены входить в прения с новыми писателями по так называемому «женскому вопросу»; в кратком слове это невозможно, да известна и бесплодность этих прений. Только для христианских семейств, где хотят утвердить в детях понятия об истиной и чистой красоте – для них мы желаем под руководством библейского мудреца представить любезный и достойный образ доброй жены, верной своей природе и своему естественному призванию.

Солнце светит – и добрая жена силою своих умственных дарований свойственным ей светом озаряет свой «малый мир». От матери, жены, сестры сколько все мы получаем добрых советов, разумных указаний, благовременных предостережений, которые иногда имеют влияние на всю нашу жизнь! Женщина лучше, чем мы сами, средь наших друзей отличит истинных – от ложных; она верно определит влияние на нас посещаемого нами общества; она укажет вовремя на зарождающуюся в нас страсть; её советы и справедливые упрёки как совесть сопровождают мужчину на путях нашей общественной жизни, а воспоминание о чистоте и доброте её сердца, из которого исходят предостережения, хранит нас от падений...

Нам скажут, что мы – враги просвещения, что мы хотим держать женщин в невежестве и порабощении. Нет, конечно: мы любим науку, мы знаем, что жена добрая ещё прекраснее, если она – просвещённая. Но мы сожалеем о том, что жена просвещённая нередко перестаёт быть доброю в указанном нами подлинном смысле; и мы выражаем желание иного, более целесообразного порядка женского образования.

Солнце греет... Во все времена все народы были убеждены, что сердце доброй жены, как свет, имеет притягательную силу, влекущую к ней мужа и детей. В её малом мире, прибранном и благоустроенном, муж отдыхает, дети счастливы. Здесь, в тишине уединения, незаметно для света деятели большого мира получают такие впечатления, которые обнаруживают решительное влияние иногда и на громкие общественные дела, и на великие события.

Нет столь обидного общественного положения, нет столь тяжкого труда, нет столь горькой доли, с которой не примирила бы мужа любящая и добрая жена. Потому-то с незапамятных времён за семейный кров, за жену и детей мужья и отцы поливали бранные поля своею кровью. Только ныне у нас враждебная сила ложного «просвещения» с яростью нападает на семейный кров и всеми способами раздирает женское сердце. Всеми приманками общественных увеселений из тихой семейной жизни увлекают ныне женщину в жизнь уличную, чтобы сделать её целью жадных взоров всякого проходящего. Ненужным знакомством с тайнами физиологии и медицины, соблазнительными зрелищами, преждевременным сближением с мужским обществом (нередко дурным) лишают её крепчайшего ограждения человеческой добродетели – стыдливости и внутреннего целомудрия. Вызывая её на общественную, не свойственную её природе деятельность, возбуждают в ней ложную самоуверенность, иногда доходящую до дерзости.

Солнце животворит... Ясный, просвещённый Верою разум и доброе сердце матери составляют в деле воспитания детей такую же созидательную силу, как для природы свет и тепло лучей солнечных. Не наука, не книги полагают в детской душе первые семена Истины и Добра, а живые люди, и прежде всего – матери. По их примеру складывается человек, под их наблюдением он выдерживается и укрепляется. Кто даст дитяти первое понятие о Боге, Отце и Промыслителе человеков лучше матери, которая всего ожидает от Господа, на всё призывает Благословение Божие, при всех радостях возводит благодарные взоры к Небу, во всех скорбях коленопреклонённая пред Богом изливает печаль свою? Один образ благоговейно молящейся матери есть для ребёнка живое изображение самой молитвы, образ, возбуждающий молитвенное расположение в его сердце лучше всякого наставления. Отвращение от греха и порока и страх ответственности пред Богом, написанные на лице матери, раньше уроков раскрывают и воспитывают детскую совесть. Никому не уследить, когда именно в юной душе дают первые ростки семена добра и зла, но верно то, что если хорошие или дурные свойства взрослых людей возрастают из этих семян, то большое количество добра и зла, вносимое в общество каждым поколением, зависит от первоначального семейного воспитания.

«Благ еси, Ты Господи, и благостию Твоею научи нас оправданием Твоим» [Пс. 118, 68]. Аминь!

По слову архиепископа Харьковского и Ахтырского

Амвросия (Ключарева, 17.03.1820-03.09.1901)

Назад