ТИХИЙ ПОДВИГ ВЕРЫ
(И. Маркин, с.4 №85)

19.04.2018

ТИХИЙ ПОДВИГ ВЕРЫ

9 марта – день обретения честных мощей Святого благоверного князя Романа Угличского.

Непростая доля выпала князю Роману на его земном пути. Во времена жизни его Русская Земля проходила суровые испытания: на свет появился будущий угличский подвижник незадолго до опустошающего нашествия монголов. В 1223 году полыхнула несчастливая для русских битва на реке Калка – и одолела тогда наших князей неведомая дотоле Орда, нахлынувшая с востока. Правда, одержав победу, супостаты исчезли так же внезапно, как и появились. Казалось, гроза миновала – но и двух десятков лет не прошло с той поры, как к русским границам подошла несметная сила Бату-хана. Роману Угличскому, родившемуся в октябре 1235 года. По младенческому тогда своему возрасту, княжич Роман, второй сын угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук великого князя Владимирского Константина Всеволодовича, был опекаем матушкой, княгиней Фотинией: ему исполнилось только два года... А старшего его брата звали Андрей.

Трудно жила в тот период Русь. Готовясь к хищному броску на наши земли, Батый встал в устье реки Воронеж, перво-наперво нацелившись на славный город Рязань. Никто из больших и сильных городов не помог рязанцам – только пронские, муромские да коломенские князья собрали малые силы и выехали против татар к Воронежу, «желая там сотворить с ними брань», как свидетельствуют летописные источники. Не успели – хан сам нанес упреждающий удар. Он перебил наряженное рязанцами посольство и двинулся в пределы княжества. На пути к Рязани татары наткнулись на сторожевые городки степной оборонительной линии, существовавшей с незапамятных времён в пределах современных Воронежской и Липецкой областей. Защитники этих малых городков, стоявших по рекам Дон и Воронеж, мужественно бились и погибали, но, сколь могли, задерживали агарянскую грозную рать – но только на время отсрочивая её продвижение: ни отразить набег, ни самим ударить сил пока недоставало...

Неотвратимо накатывалась Батыева лава: царевичи, ханы и мурзы; тысячники, сотники, десятники. Изукрашенные, богатые звериным мехом, железные, конные и оружные воины. Кони буланые, пики-сабли булатные. Барабаны, колотушки, бубны. Верблюды, арбы, юрты на колёсах. Оставляла за собою Орда горький запах дыма и обугленных брёвен да багровые отблески пожарищ на стылом снегу... Разорив стольный град Владимир и небольшой в те времена городок Москву, свирепый Батый обратил сабли своих нукеров к богатым русским землям на Волге.

Владимир Угличский не сопротивлялся татарам с оружием в руках, но и не сдался на милость победителя. Вместе с семьёй он ушёл в пределы Великого Новгорода. Покорённые русские князья вынуждены были идти на поклон в ставку Батыя, а угличский владыка отказался склонить голову, неоднократно уходя «из града в град» от зоркого ока завоевателей. Так и окончил свою жизнь в скитаниях. После смерти тело князя перевезли в родной удел, Углич и погребли в кафедральном Преображенском соборе.

Странствуя в юности вместе с отцом, княжич Роман воочию увидел разорение родной земли: печаль да горькие слёзы, сожжённые сёла и веси, заросшие сорной травой поля. Не добрые смерды покрикивали на нивах во время пахоты и жнивья, но граяли угрюмые вороны. И скорбью наполнялось сердце Романа, и взывал он ко Господу, моля Его отвратить тяжкую беду от Руси.

По смерти Владимира княжить Углича стал старший брат Романа, шестнадцатилетний Андрей, который тихо скончался в 1261 году. И тогда на княжий стол сел Роман, достигший в ту пору двадцати шести лет.

Святитель Димитрий Ростовский писал о нём: «Князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Он занимался чтением книг, любил Божии храмы, духовенство и церковную службу». Отец и дед Романа в своё время собрали великолепную библиотеку, едва ли уступавшую знаменитому собранию великого киевского князя Ярослава Мудрого, память которого чтится 5 марта.

К княжению Романа относят построение многих церквей в Угличе и Угличском княжестве, которое при нём пользовалось миром, насколько это было возможно в непростые времена татарского владычества. Власть Романа распространялась на города Кашин, Вежецкий Верх, Устюжна, Дмитров и Звенигород. Кроме того, он построил новый город Романов на левом высоком берегу Волги напротив слободы Борисоглебской. Своими неустанными трудами и молитвами Роман сумел сохранить на своих землях очаг святости и Веры Православной, не дал угаснуть надежде на избавление от тяжкого иноземного ига.

Угличский князь радел о благотворительности, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов: ведь в результате татарских погромов появилось тогда великое множество сирых и людей, лишившихся крова, богадельни и странноприимные дома сыграли огромную роль. Мать Боголюбивого угличского князя, приняв иночество с именем Евдокия, жила при сыне, а по своей кончине была упокоена рядом со своим супругом Владимиром в соборе Углича.

В 1265 году Роман сочетался браком с княжной Александрой, однако потомства этот пятнадцатилетний союз любви и верности не оставил. В 1281 году почила в Бозе Александра, и Роман, оставшись один, проводил остаток своих земных дней в подвигах благочестия. Преставился ко Господу благоверный князь в феврале 1285 года в возрасте пятидесяти лет. Тело его, вослед за родичами, также перенесли в угличский соборный храм Преображения Господня, где Роман и почил рядом с родителями, братом и женой.

Через двести лет после смерти князя Романа новый угличский князь Андрей, сын Василия Тёмного, принялся за возведение каменного собора Преображения Господня на месте древнего деревянного храма. Принялись копать ров под фундамент нового собора. Тогда-то и были обретены нетленные мощи князя Романа Владимировича Угличского. Произошло это знаменательное событие 9 марта 1485 года. Мощи благоверного князя торжественно перенесли в новостроящийся храм и благоговейно почитали. Там они и почивали с миром более века, причём по молитвам у мощей угличского святого происходили многочисленные исцеления от разных болезней.

Засвидетельствовано, что чудеса у мощей князя Романа особенно усилились после злодейского убийства в Угличе царевича Димитрия в пору, когда на Русской Земле пришло время Великой Смуты... Земная жизнь князя Романа прошла в непростую пору. Не менее тяжкие времена наступили, когда с убийством младенца Димитрия практически прервалась царская династия. Но именно в этот переломный момент умножающееся число чудес у мощей Романа Угличского будто показывало – Господь поругаем не бывает!

Слава о нетленных мощах благоверного князя Романа распространялась всё шире, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену на месте освидетельствовать святые мощи, собрать воедино зафиксированные сказания о чудесах, после чего благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес, произошедших в период с 3 февраля 1605 года, что с честью и выполнили городской воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий.

Однако испытания длились: в 1609 году Углич был разорён литовцами, святые же мощи князя Романа ворвавшиеся в город разбойники нарочито глумливо сожгли в самом Преображенском соборе...

Подобные выходки наших недругов стары, как мир. Сколько раз враг, придя с оружием на нашу землю, пытался осквернить Божии храмы, святые образа и православные реликвии!.. Старались совсем не по скудоумию: это была наглядная и циничная демонстрация пришельцами того, что наши святыни для них ничего не значат и что надеяться русскому народу и не на что, и не на кого. Но раз за разом такие происки проваливались, ибо Вера русского человека в тяготах лишь крепла.

Вот и в тот раз благочестивые люди собрали на пожарище косточки обожжённых мощей благоверного Романа Угличского: рёбра, руки, ноги, его святую главу – и, положив в новую раку, вновь благоговейно поставили её в соборном Преображенском храме.

Конечно, когда Углич очистили от иноземных находников, самые первые описания чудес, исходивших от молитв у мощей князя Романа, отыскать не удалось: они погибли в пожаре. Зато сохранились свидетельства о чудесах исцеления, совершаемых с 3 марта 1605 года.

Основываясь на этом и были составлены новые житие и служба Роману Угличскому, святому благоверному князю Богоспасаемой Руси – одному из множества святых подвижников Православного мира.

Игорь Маркин

Назад