Об избавлении от всякого зла (Игорь Маркин, с.4 №86)

21.04.2018

ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА

4 апреля Православная Церковь чтит святой образ Божией Матери «Изборская». У этой иконы удивительная судьба. Божия Матерь «Изборская» является изводом «Корсунской» иконы Богородицы, которую, по преданию, написал евангелист Лука ещё при земной жизни Её. Увидев этот образ, Владычица сказала: «Благодать рождшегося от Меня и Моя да будет с сею иконою».

По свидетельству русских летописей, в 1173 году усердием полоцкой княгини Ефросинии один из чтимых списков Корсунской иконы доставили на Русь, в Полоцк, из далёкого города Эфеса. Не менее достоверен и рассказ о том, как князь Владимир Красно Солнышко, приняв святое крещение в Херсонесе, перевёз старинный Корсунский образ из земли Крымской в Киев. Произошло это судьбоносное для нашей страны событие тысячу тридцать лет назад, в 988 году. Затем святой образ Корсунский побывал в Новгороде Великом. Потом его переправили в Москву в Успенский собор Кремля. А уж сколько более поздних списков её разошлось по русской земле – не счесть. Причём никому не удавалось воспроизвести точную копию Корсунской иконы: любой список по сравнению с подлинником выглядел несколько суховатым. Но духовная сила, что исходила и продолжает исходить по молитвам верующих у святых образов, не иссякает.

Ко времени крещения Руси Владимиром земля наша уже была озарена светом Православия. Христианами являлись княжеские мужи, бояре, дружинники, купцы и смерды. В числе их великая княгиня Ольга, бывшая родом из земли Псковской – бабка святого князя.

Одной из стратегически важных крепостей Северо-Западной Руси издревле был город Изборск. Сколько он стоит, столько верой и правдой служит России. Память о далёких веках хранит Городищенское озеро и сторожевая башня «Луковка», крепостные рвы и валы. Каждый камень, холм или возвышенность напоминают об ушедших сражениях. Рядом с Изборской крепостью бьют двенадцать Славенских ключей. А ведь было время, когда истекали они единым потоком. Но напала на Изборск в который раз безбожная Литва, и изборяне бились с нею насмерть – и вода в источнике стала красной от крови, а затем и вовсе иссякла. Вскоре одному местному жителю явилась во сне Богородица, повелев назвать оскудевшие ключи во имя двенадцати апостолов Христовых, дабы вода вернулась. Волю Божией Матери исполнили – и вновь забил из горы источник, но не один, а рассыпавшись на двенадцать потоков... Каждая из двенадцати ключевых струй обладает и собственным поэтичным народным названием; так, один из источников именуется «Девичьи слёзы». А все двенадцать зовутся «Рекой жизни»... О целительной силе ледяной в любую жару воды ключей ходят легенды. По рассказам старожилов, даже глоток святой воды из них наполняет человека силой. И сложилась традиция: приезжая сюда, помолившись, испить по глотку изо всех источников, походить ногами в потоках водных, омыть лицо. На это даже летом решаются далеко не все – такая холодная вода в двенадцати ключах. Но смельчаки купаются здесь и зимой. В наше время животворные ключи ежегодно в праздник «Живоносного источника» освящаются Архиепископом Псковским и Великолукским.

Серые валуны на полях, низкое небо. Издавна те края защищали Русь от врага, что временами наведывался с западной стороны. Из летописей известно, что владел Изборском один из братьев Рюрика, Трувор. По расхожему мнению, именно от Рюрика отсчитывается русская государственность. Однако государственность на Русской земле существовала и прежде. Задолго до времени Рюрика Русь знала других братьев – князей Владимира Древнего, Столпосвета и Избора. Именем последнего и назван Изборск. «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет» – вот это летописное выражение стало одним из основных аргументов в пользу того, что на территории «неустроенных и диких» славян явились из-за моря некие «культуртрегеры» и обустроили «обездоленный» край. Но чаяние нарушенного некогда порядка в «великой и обильной» земле говорит как раз об обратном. Об этом писал М.В. Ломоносов, на наличие централизованной княжеской власти на Руси указывал В.Н. Татищев. Однако страницы его труда, где и сообщается о самых первых русских владетелях, оказались вырваны и исчезли бесследно...

Но как всё же попала икона «Корсунской» Божией Матери в Изборск и почему стала называться «Изборской»? О том церковное предание рассказывает следующую историю. Однажды одному изборянину, томившемуся в литовском плену, прямо на доске стола явился образ «Корсунской» Богородицы и возвестил ему: «Возьми меня и ступай из неверной земли. Дойдёшь!..» Так и было им сделано. Изборянин действительно счастливо вернулся на родину и передал чудотворный образ вдове по имени Евдокия (та жила не в самом Изборске, а недалеко от Псково-Печерской обители). И стоял принесённый из Литвы Корсунский образ у вдовицы долгие годы. В народе икону поначалу прозвали «Пядничная» – по размеру, поскольку её ширина равнялась старинной русской мере пяди, или четырем вершкам.

В 1657 году, на шестой неделе Великого Поста немцы, шведы и литвины подошли к Печерскому монастырю, побили множество людей и пожгли весь посад. Вместе с другими немногими спасшимися от врага жителями Евдокия убежала к Изборску. Ничего она не взяла с собой, только лишь икону Пресвятой Богородицы «Корсунская». В неделю Цветную «Ваий» вдова, находясь у себя, затеплила перед образом свечу и вместе со своей дочерью Фотинией стала молиться Богородице. Произошло чудо – святой образ Богородицы заплакал: от левого ока Небесной Заступницы слеза протекла до лика Младенца Иисуса. О случившемся чуде Евдокия рассказала клирику изборского Никольского храма Симеону, после чего святой образ перенесли в соборную церковь Николая Угодника (храм этот дожил до наших дней и является настоящим украшением Изборска).

Плакала икона не единожды. 24 марта Священный собор вместе с изборским воеводой тоже узрели слёзы Богородицы на святом образе и отправили послание в Псков преосвященному архиепископу Макарию, который повелел петь пред иконой молебны в течение сорока дней. По истечении данного срока, как написано в исторической хронике, «был Изборск избавлен от вражеского нашествия молитвами Пресвятой Богородицы. С тех пор изборяне иконе «Корсунской» Божией Матери, своей Небесной Заступнице, воздают честь и невозбранное поклонение». Через несколько лет новый архиепископ Псковский и Изборский Арсений благословил праздновать честное знамение Пресвятой Богородицы «Изборской» 4 апреля.

Не одно столетие этот чудотворный образ находился в Изборске, и некоторые новые упоминания о нём время от времени появлялись. Так, известно, что в 1833 году икона «Изборской» Божией Матери усердием супругов Александра и Настасьи Каменногородских была украшена сребропозлащенной ризой и жемчугом.

В конце 1920-х годов жена бывшего морского офицера, местного жителя Л. Костенко-Радзиевского страдала сильным недугом. Горячо помолившись пред «Корсунским Изборским» образом, она чудесным образом исцелилась. Благодарный супруг вложил средства в строительство часовни «Корсунской» Божией Матери. Строили часовню по проекту архитектора А.И. Владовского в течение двух сезонов и закончили в 1931 году. Часовня и поныне стоит у Таловской башни – там, где когда-то слёзы Богородицы впервые узрела вдова Евдокия.

Без малого триста лет минуло с тех пор, как явила ещё одно чудо «Корсунско-Изборская» икона Богородицы. На нашей земле полыхала очередная страшная война – Великая Отечественная. В день освобождения Изборска от немецко-фашистских войск (а произошло это 30 июня 1944 года) крышу Корсунской часовни, в которой прятались от бомбёжек дети, внезапно пробил вражеский снаряд. Чудесным образом ни один ребёнок не пострадал – удар с многочисленными осколками приняла на себя «Изборская» чудотворная икона...

В марте 1981 года образ похитили, и настоятель Псково-Печерской обители архимандрит отец Иоанн (Крестьянкин) передал в дар часовне ещё один список иконы Божией Матери «Изборская».

Каждый год 4 апреля в Изборске совершается крестный ход от Никольского собора к часовне. Путь крестного хода со святым образом проходит через Проломные ворота. Ворота эти также связаны с образом Богородицы. Известно, что однажды враг, осаждая Изборск, уж было проломил крепостные ворота. Но вышли навстречу супостату защитники города с «Корсунско-Изборской» иконой Божией Матери – и бежал неприятель от стен крепости в «великом смущении».

Иконе Божией Матери «Изборская» молятся об исцелении душевных и телесных страстей, об избавлении от нашествий иноплеменников и от всякого зла.

Игорь Маркин

Назад