Научи нас оправданиям своим (прав. Иоанн Кронштадтский, с.2 №86)

21.04.2018

НАУЧИ НАС ОПРАВДАНИЯМ ТВОИМ

Солнце восходит – и всё встает, поднимается на ноги, оживает после ночного оцепенения; снова начинает кипеть разнообразная жизнь в подсолнечной стране...

Эта мысль мне пришла сегодня в голову ранним утром, когда я пробудился от весёлого чириканья воробьев, проснувшихся с восходом солнца и упредивших своей простой песней мою утреннюю молитву Творцу, Промыслителю и Спасителю.

От этой мысли ум мой мгновенно перешёл ко Христу Спасителю, Который есть то же в невидимом духовном мире, что солнце в мире чувственном, видимом. Когда Солнце Правды – Христос – взойдёт в верующей, любящей, кающейся душе христианина, она тотчас оживает, просвещается, обновляется, укрепляется, радуется, так что и самое тело от ожившей и воспрянувшей души делается бодрым и здоровым. Но это бывает невидимо: невидимо восходит мысленное солнце в душе, невидимо действует, невидимо и заходит, оставляя опять человека во тьме и греховном оцепенении.

А вот придёт час – взойдёт над нами и видимо будет Солнце наше праведное – Христос Бог. Когда настанет Второе страшное пришествие Сына Божия, тогда все умершие, по гласу Его, мгновенно оживут и встанут на ногах своих: «Грядет час, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут, сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» [Ин. 5, 25, 28-29].

Дивное, поразительное явление Силы Божией: тело, истлевшее в земле, сгоревшее в огне, потонувшее в воде, поглощённое земными или морскими животными, тело, сделавшееся прахом – воскреснет в новом, нетленном виде, соединяясь уже на веки бесконечные со своей душой или для вечной радости и блаженства, или для вечного горя и страдания. Воскресение мертвых совершится непреложно, как непреложно восходит солнце над землёю и земнородными, как непреложно после зимы приходит весна, а после весны – лето плодоносное, как верно, что Христос воскрес из мертвых.

Но Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших, – говорит апостол. «Я есмь Первый и Последний, и живый, и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» [Откр. 1, 17-18], – говорит Сам Воскресший, и Вознесшийся на Небеса, и Сидящий одесную Бога-Отца. Если воскрес Первенец из умерших, Богочеловек Иисус, для того и умерший, чтобы победить смерть и даровать воскресение смертному роду человеческому, то, конечно, воскреснут и все. Если есть начаток воскресения, Христос, то совершится, без сомнения, и общее воскресение всех людей.

Своею вечною жизнию по человечеству, последовавшей за смертью и воскресением Своим, Господь уверяет нас в вечной жизни, имеющей начаться и для нас после общего воскресения. Я, говорит, Живой, и был мертв, и се, жив во веки веков. И к этим словам прибавляет сладостное утешение в словах: Я имею ключи ада и смерти. То есть как бы говорит: Не бойтесь, ключи от ада и смерти теперь у Меня, вашего Спасителя, вашего брата по человечеству, искупившего вас от грехов ваших и от осуждения во ад. Никто не затворит вас в нём, если Я не затворю. Я Победитель ада и смерти. Мне дана всякая власть на Небеси и на земли [Мф. 28, 18]...

О, преисполненный любви и сострадания к роду смертному, бессмертный Спаситель наш! Благодарим Тебя за утешительные слова Твои. Не затвори же нас во аде, достойных по грехам нашим заключения в нём навеки. Умилосердись, прости, очисти грехи наши и научи нас жить по святым Твоим заповедям, научи нас оправданиям Твоим. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Назад