Попроси Николу (И.П. Калинский, с.12 №87)

05.07.2018

ПОПРОСИ НИКОЛУ, И ОН СКАЖЕТ СПАСУ...

9/22 мая (перенесение мощей в 1087 г.) святителя Николая, Чудотворца Мирликийского

Нет в нашей стране ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почётном месте не оказалось бы иконы святителя Николая. Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул славянскую душу, что стал отцом-покровителем далёкой необъятной России. В «Сказании о святых» есть особая молитва святителю Николаю о заступлении от всяких бед и несчастий. Николай Угодник, как его с сердечной теплотой именуют у нас, почитается в России не только заступником от бед, но и хранителем на водах, и в «Сказании о святых» приводится также особая молитва ему об охранении на водах. Русские мореходы почти всегда имели при себе икону святителя и в случае опасности выносили её на палубу, моля об избавлении от кораблекрушения и опасностей бури. Очевидно, основанием для этого послужили чудеса святого Николая, которыми прославился чудотворец на море.

«Четьи-Минеи» о святом повествуют так. Однажды корабль, на котором Николай Угодник плыл в Палестину для поклонения святым местам, подвергся опасности от бурных волн на море. Но святой Николай помолился о спасении – и буря укротилась, и корабль благополучно прибыл к месту следования. Исполнив свой обет в Палестине, чудотворец на том же корабле намерен был отправиться на родину, но корабельщики, обещав привезти его в Ликию, направили свой судно в другую сторону. Вдруг по молитве святого Николая поднялась буря, и, вопреки всем усилиям корабельщиков, судно принесло к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути в ликийские страны застигнут был сильною бурею, которая угрожала кораблекрушением. Корабельщики по слуху о святом Николае как о помощнике всем несчастным на водах только воспомянули великого святителя – и он, явившись на корабле и встав у руля, сам стал править и запретил бушевать ветру в море. «Так раб Господень морю и ветрам повелеваше, и послушливы ему бываху», – говорится в «Минеях». На этом основании Русская Церковь в своих песнопениях в честь святого Николая величает его спутником путешествующих и на море сущим правителем. В «Прологе» XVII века повествуется также и о «чуде чудотворца Христова Николая, бывшем в Кыеве месте, в церкви святой Софии»: утопшее дитя святой Николай сохранил тогда живым.

Родился будущий святитель и архиепископ Мир Ликийских в городе Патары на южном побережье Малоазийского полуострова и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Он с юных лет отличался скромностью и простотой; трудился, постился, молился; исцелял страждущих от греховных язв; помогал всем: богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым... В глубокой старости мирно отошёл ко Господу, но и после этого не оставил своим попечением весь христианский мир. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы нуждающимся.И по сей день ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от бедности; об отвращении блудных помыслов и посягательств; о паломниках, моряках, путешествующих; об избавлении от уз и от смерти; об укреплении и чистоте Православной Веры...

Погребён святой был в Мирах Ликийских на юге Малой Азии (отсюда и его именование – Мирликийский). Но в последней четверти XI века, когда турки-мусульмане часто стали опустошать эти области Византии, угроза нависла и над великой христианской святыней – мощами святителя Николая. И купцы, почти все из города Бари, на юго-востоке Италии, среди которых было много греков, в 1087 году решили спасти святые мощи от неминуемой гибели, даже пойдя на насилие над монахами, которые оберегали святыню. По церковным источникам, Николай Угодник явился к одному из итальянских священников во сне и повелел переправить мощи в Бари. Благоухавшие миром мощи святителя купцы отнесли на корабль, привезли святыню в Бари и торжественно поместили в храме святого Стефана, а через год для них был построен специальный храм. Там они находятся и по сей день, привлекая множество паломников: католиков и православных со всего мира.

Всеобщее поклонение русских Николаю Чудотворцу в значительной степени объяснялось его изумительными душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Открытая защита святителем угнетаемой невинности, решительное заступничество его за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался архиепископ Мирликийский при земной жизни, особенно дороги характеру открытой, смелой и доброй русской натуры.

Такие особенности характера чудотворца, без сомнения, сделали образ этого угодника Божия достойным исключительного уважения в глазах нашего народа; они объясняют и словно бы особенно короткие отношения людей к этому святителю.

Удивительно откликнулось русскому слуху название городка Миры, в котором святитель епископствовал. Здесь и миро – священное благовоние, крестопомазанием которого сообщаются благодатные дары Святаго Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство, престолам и антиминсам храмов; здесь и душистое миро, истекающее от чудотворных мироточивых икон или святых мощей; это и мир как состояние души, и мiръ как вселенная; здесь и производное «мiрянин» – человек, не имеющий сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру...

О степени народного почитания святителя Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему по четвергам каждую неделю особую службу наряду с апостолами. До Крещения Руси четверг считался днём языческого Перуна; в этот день ему поклонялись и приносили жертвы. После принятия христианства в четверг почитается святой Николай Чудотворец.

В Ипатьевской летописи в повествовании о галицком князе Данииле читаем: «Еха Данил в Жидичин кланятися и молитися святому Николе, и зва и Ярослава к Лучьску; и реша ему бояре его: приими Луческ, где ими князя их; оному же отвещавшу: яко приходих зде молитву створити».
Или в другом месте: «Нача посылати Михаил и Изяслав грозыча: дай нашу братью, или придем на тя войною. Данилови же молящюся Богу и святому архиерею Николе, иже каза чюдо свое». Древние наши калики перехожие в одном из своих стихов поют про святого Николая, что он, чудотворец, Богом силён, он всем помощник.

Русский человек представляется простодушным и чистосердечным в обращении к Николаю Чудотворцу, и лучшим доказательством тому служат, кроме пословиц, и народные легенды об этом угоднике, как, например, легенда о купце Садко и святом Николае Можайском, повесть о покровительстве святого Николая одному крестьянину и другие. Малороссийские старцы пели в своих стихах о нём: «Ой! Хто, хто Николая любит, Ой! Хто, хто Николаю служит, тому святый Николае на всякий час помогае».

Исстари ни одному угоднику Божию в Православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как святителю Николаю Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI веке, замечал, что русские, между святыми особенно почитая святого Николая, не воздают ему почти божеское поклонение; во имя его воздвигают особенные храмы и рассказывают о нём много чудесного.

Иностранный путешественник свидетельствовал, что у русских святой Николай считается патроном (покровителем) их Отечества, и прибавлял, что в сердцах нашего люда святой Николай Чудотворец после Бога заступает едва ли не первое место. Русский народ исстари привязан к самому имени святого; оно составляет доселе одно из самых употребительных имён на Руси.

Перед образом святого Николая во всех православных русских домах молились и молятся о помощи в трудных обстоятельствах жизни. Русские крестьяне говорили о святом чудотворце: «Нет на нас поборника супротив Николы», «Что криво и слепо – о том молись Николе-свету», «От Холмогора до Колы тридцать три Николы» (радуясь многому числу храмов, посвящённых святому), «Попроси Николу, и он скажет Спасу»...

По тексту И.П. Калинского

Назад