Лестница в небо (И. Маркин, с.6 №87)

05.07.2018

ЛЕСТНИЦА В НЕБО

В многовековой истории нашей страны не единожды наступали периоды суровых испытаний. И когда, казалось бы, смертный человек не видел выхода, на помощь всегда приходила Пречистая Владычица наша Богородица. Не оставляя своих любезных чад, во все времена Она являла милость и спасение русскому народу. Предупреждала, избавляла... И каждое из подобных событий связано с той или иной иконой Божией Матери.

Православному миру известно множество Богородичных икон. У всех у них своя, неповторимая история появления, особый путь к сердцам и душам людским, свои загадки и тайны. Одной из почитаемых на Руси икон является святой образ Божией Матери «Путивльская». Немало необычного таит в себе икона...

Православная традиция знает два образа Божией Матери с таким названием. У обоих много общего, но имеются и различия. Один из образов находился в Молченском монастыре Путивля, и потому его ещё называют «Молченской» иконой Богородицы; другая же икона носит имя «Путивльской» по месту её обретения.

Сведения, помещённые на киоте, в котором хранилась икона Божией Матери из Молченского монастыря, представлены в «Доношении» игумена Мануила. Из них следует, что «От создания мира в лето 7143 году (то есть в 1635 году от Рождества Христова) мая во второй день в первом часу дни бысть явление Пресвятыя Богородицы Одигитрии во граде Путивле».

Известно, что явления обеих икон происходили в один и тот же календарный день, хотя и в разные годы. Как свидетельствуют исторические и литургические документы, дни празднования обеих икон приходятся на 15 (2 по ст. ст.) мая. Явления обоих святых образов происходили у главных городских ворот Путивля, Никольских. Их ещё называли «первыми», или «передними». Передние – значит самые ответственные в военном отношении.

И хотя в источниках упоминаются различные даты явления двух святых икон, их объединяет связь с военно-судьбоносными для нашего народа вехами, когда со всей остротой стоял вопрос: быть или не быть в этом мире Руси, России.

Чудесные явления и знамения от икон Небесной Заступницы «Путивльской» происходили и в годы Батыева нашествия, и в тяжкое для Русской Земли Смутное время, и в страшные дни Великой Отечественной войны. К сожалению, на день нынешний известны лишь даты знамений, однако их подробности пока, увы, скрыты. И всё же некоторые сведения отыскать удалось. Верующие старожилы Путивля рассказывали, как 2 мая 1945 года заблагоухал небольшой бумажный список иконы Божией Матери «Путивльская», хранящийся в доме одной пожилой жительницы города. Через несколько дней к путивльцам пришла долгожданная весть о Великой Победе нашего народа. День Победы празднуется 9 мая, но именно 2-го числа высшим гитлеровским командованием наконец была подписана полная и безоговорочная капитуляция.

Спустимся по воображаемой лестнице хронологии вниз – и увидим, как благодаря заступничеству Богородицы через Её святую икону городок Путивль не раз спасался от прихода ногайских и крымских татар, а во время Северной войны в 1708 году эта небольшая пограничная крепость Курской земли выдержала серьёзный натиск союзных шведам литовско-польских отрядов.

Как уже упоминалось, чудотворный образ изначально находился над городскими Никольскими воротами, где прославился многочисленными чудесами и знамениями, и лишь по истечении некоторого времени его торжественно перенесли в Молченскую святую обитель. Уже с начала XVI века в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Молченской Софрониевой пустыни и бывший её подворьем. В 1593-1598 годах это подворье становится самостоятельным Путивльским Молченским монастырем. В Смутное время неприятель разрушил Софрониеву пустынь, и её братия перешла в большой Молченский монастырь в Путивле. Тогда-то сюда и перенесли явленный чудотворный образ Молченской Божией Матери.

Другой образ Божией Матери «Путивльская» хранился в городском храме Воскресения Христова. Об этой Путивльской иконе свидетельствует историк начала XX века oтец Иаков Левитский. Вот что он пишет: «Этому городу... благоугодно было Промыслу Божию накануне Смутного времени 2 мая 1600 года явить чудесно икону... Путеводительницы, находящейся в настоящее время в Воскресенской церкви под видом большого и оригинального образа Божией Матери, на задней стене которого находится следующая надпись киноварью: «Лета 7108 года (1600 год нашего летоисчисления) 2 мая в 1-й час дне явление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии образ честного и святого Ея Одигитрии во граде Путивле в первых городовых вратах».

Как видим, и сведения игумена Мануила, и сообщение Иакова Левитского, хотя они писали о двух разных иконах, весьма схожи по содержанию и описываемым событиям. Мало того: оба раза святой образ являл себя в один и тот же час!

И у Путивльского, и у Молченского образа интересная иконография. Правда, во времена воинствующего атеизма первообразы чудотворной иконы, как и многие другие святыни Русской Православной Церкви, были утрачены. Однако в некоторых дореволюционных изданиях сохранились иллюстрации с изображениями обеих икон.

Согласно им, Богоматерь изображалась с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар – символ Его Вседержительства, обладания всем миром. У правой руки Богородицы изображена лестница – символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с Небесным. Подобным образом изображается Пресвятая Богородица и на Молченской иконе.

«Лестница в Небо» – своеобразный указатель верного направления развития человеческого духа, напоминание о том, что каждому из живущих в этом мире возможно преодолеть в себе низкое, земное. Надо только стремиться жить по чести и по правде. Высшей, Божией Правде. Любая икона – «окно» в другой мир. Он неосязаем, но при усердных молитвах пред святым образом человек способен узреть его и проникнуться им. А дальше – дальше лестница...

Несмотря на утрату оригинальных древних образов, православный народ и в наше время почитает «Путивльскую» икону Пресвятой Богородицы. К современному списку с чудотворного образа Божией Матери, пребывающему ныне в Путивльском Преображенском соборе, не иссякает поток любящих благодарных сердец. А окончание акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице в память явления чудотворной иконы Её «Путивльской» (Кондак 2) гласит: «Видя чудеса и знамения от святых икон Твоих, Владычица, бываемая, прославляем Тя, сих подательницу, и Сына Твоего славословим, вопиюще Богу: Аллилуиа».

Игорь Маркин

Назад