Защищая, наказуя и прощая (о Мстиславе Храбром, с.10 №88)

07.07.2018

ЗАЩИЩАЯ, НАКАЗУЯ И ПРОЩАЯ

МСТИСЛАВ (РОСТИСЛАВИЧ) ХРАБРЫЙ, СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ НОВГОРОДСКИЙ

На Руси не однажды случались трудные времена, периоды смут и нестроений. Как и в других странах, причиной тому бывали обычно жажда власти и богатства, а духовное неблагополучие правителей порождало раздробленность народа и соперничество прежде добрососедских земель.
Одно из популярных в старину славянских имён – Мстислав. Происхождение связано с двумя древнерусскими словами: «мстити», что означает «отмщать, приносить возмездие» и «слава». Значение имени можно трактовать как «славный защитник». Это одно из немногих славянских имён, которые встречаются в церковном православном календаре.
К лику святых заступников Церкви причтён Мстислав Храбрый – князь новгородский, внук великого князя киевского Мсти-слава и сын великого князя смоленского Ростислава.
Благоверный Ростислав Мстиславич, князь смоленский, а впоследствии князь киевский, твёрдо соблюдал заветы своего великого деда Владимира Мономаха: благочестие и дела милосердия, воинская доблесть и любовь к просвещению стали наследственными в этой семье. Так, старший сын его, князь смоленский Роман был ревностным деятелем просвещения: он основывал училища, желая, чтобы всё духовенство в его княжестве знало греческий язык. Летописец говорит, что Роман много огорчений потерпел от смолян, но никогда не воздавал никому злом за зло, будучи добродетелен и во всём подобен покровителю своему, святому князю-страстотерпцу Роману (Борису), убитому 24 июля 1015 года братом своим Святополком. Брат его, князь Давид Ростиславич воздвиг в Смоленске церковь, и целые ночи проводил в ней, стоя на молитве. Но самым выдающимся из братьев Ростиславичей был младший, Мстислав, новгородский князь.
В крещении Георгий, Мстислав Ростиславич заслужил у современников прозвание Храброго, данное князю по мужеству его в битвах и по особенному благородству характера. Он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. Князь Белгородский (1161, 1171-1173), князь Смоленский (1175-1177), князь Новгородский (1179-1180) – немало высоких престолов занимал он в течение недолгой своей жизни, везде оставляя по себе добрую память. В Церкви же усвоилось ему звание святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам его воинской доблести. Летописец свидетельствует о благоверном князе Мстиславе: «Он был роста среднего, лицом красавец, а душа его была ещё лучше. Щедро расточал он милостыню, помогал обителям. Был храбр и мужествен; он желал умереть за Землю Русскую. Когда приходилось освобождать пленных у язычников, когда он видел христиан утесняемых, он говорил своим воинам: «Братья, не будем иметь иного желания, кроме того, чтобы умереть нам за Русскую Землю; если умрём – очистимся от грехов наших, и Бог вменит нас с мучениками; всё равно умрем сегодня или завтра, так умрём же с честью!». Он не собирал ни золота, ни серебра, но раздавал всё то дружине своей, то церквам за свою душу».
Смолоду князь, горячо любивший своё Отечество, печалился о терзавших Русскую Землю междоусобицах и всегда старался употребить все средства, чтобы примирить, насколько возможно, князей. По свидетельству первой Новгородской летописи, Мстислав был «украшением Руси» и боялся лишь единого Бога. Воевал же только для славы, презирая золото, и был любим народом. Защищая интересы своей семьи, он боролся за старые южнорусские политические воззрения и поддержание мирных отношений меж князьями.
В 1168 году князь Мстислав способствовал победе южнорусских князей над половцами. Принимал он участие и в других ратных походах, прославившись необычайным мужеством, в том числе и в походах на Киев великого князя владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского. В благодарность за то по инициативе князя Андрея в 1171 году старший брат Мстислава, князь смоленский Роман Ростиславич был посажен на южный киевский престол. И братья-Ростиславичи стали княжить по соседству: Мстислав – в Белгороде, Давыд – в Вышгороде, Роман – в Киеве, который после разгрома в 1169 году потерял главенствующее, столичное положение на Руси. Однако вскоре Андрей Боголюбский, отдавший поначалу Киев князю Роману, захотел отнять это щедрое достояние у Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Повиновался тому кроткий князь Роман, но за него вступились братья: Рюрик, Давид и Мстислав Смоленские. Храбрый Мстислав возмутился несправедливостью и, приняв особенно к сердцу неправое решение владимирского князя, не побоялся противостоять Андрею Боголюбскому. Овладев Киевом, Мстислав отдал его второму своему брату, Рюрику. Великий князь владимирский объявил Ростиславичам войну и направил посла в Смоленск. Князь Мстислав с бесчестием отправил посла восвояси, обрив его наголо, с таким словом к владыке Боголюбскому: «Доселе мы уважали тебя как отца, но когда ты говоришь с нами как со слугами,.. идём на суд Божий».
Князь Андрей послал на мятежников пятьдесят тысяч войска, к которому поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Тогда братья Ростиславичи оставили Киев, будучи не в силах держаться против такого полчища. Отступив, Мстислав Храбрый засел с малой дружиной в крепости Вышгороде, ничтожные стены которой, казалось, можно разобрать руками.
Поразительно, что в 1173 году большое войско князя Андрея в течение девяти недель безуспешно осаждало крепость Вышгород, а потом, гонимое немногочисленными её защитниками, само лишилось всего обоза. Дело в том, что оборону ничтожной с военной точки зрения крепости возглавлял храбрый князь Мстислав, и горстка защитников её действовала под его руководством слаженно и отважно, а в осаждающих не было согласия. Одни князья боялись могущества Андрея Боголюбского, другие же – коварства князя черниговского Святослава, и все тайно благоприятствовали Ростиславичам, на стороне которых была правда. Бесстрашный Мстислав почти каждый день совершал смелые вылазки против осаждавшего Вышгород войска. Наконец, в помощь ему прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками. И когда луцкие дружины приблизились к осаждённой крепости, Мстислав вышел из города и ударил на средний полк осаждавших. Он взывал к воинам своим: «Братья! Бог и святые страстотерпцы Борис и Глеб за нас, потягнем». Сперва множество противоборствующих ратников окружило его малую дружину; «было стенание и клич великий, и гласы незнаемые»; по слову летописи; был слышен звон оружий и лом копейный; от множества праха нельзя было распознать ни конника, ни пешего; много было раненых, но умерших немного. Среди осаждавших вдруг поднялась страшная тревога, и началось всеобщее бегство. Наступил внезапный мрак, и воины бросились толпою в реку. Мстислав, видя странное бегство многочисленных полчищ, гонимых как будто сверхъестественной силою, возвёл руки к небесам и восхвалил заступников Вышгорода – святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Потом бросился с дружиной преследовать беглецов. Неприятельский стан, обозы и множество пленных стали добычей недавних осаждённых.
Но, оставшись победителем в удивительной битве, храбрый Мстислав не искал более власти над Киевом и предложил его князю волынскому Ярославу: «Ты старший в роде Мономаховом, иди княжить в Киев». А сам возвратился с братьями в свои уделы. Подвиг этот в борьбе за несправедливо обиженного навсегда запечатлел его именем Храброго. Впрочем, князь Мстислав, не возносясь гордо после своей победы и не доверяя Святославу Черниговскому, вскоре примирился с князем Андреем Боголюбским. Примирившись же, попросил его Киевский стол отдать, как то было прежде, брату своему, Роману Ростиславичу.
Роман, отравляясь в Киев, полагал оставить княжить в Смоленске сына, но смоляне предложили Смоленск самому Мстиславу Храброму, и он принял в 1175 году это предложение. Когда же двумя годами позже Святослав Черниговский выгнал Романа из Киева, Мстислав возвратил Смоленск брату, сказав: «Береги его, я брал только для того, чтобы сохранить тебе».
Благоверный князь Мстислав всю жизнь отличался нестяжательностью, щедро расточал милостыню, помогал обителям. В период междоусобиц он стремился к миру, довольствуясь малым. Избегая распри, благоразумный Мстислав всегда старался уговорить князей не начинать междоусобной войны, которая есть величайшее зло для государства.
Вскоре новгородское вече обратилось к дому князей смоленских и стало звать к себе Мстислава. Долго не соглашался он идти княжить там, где прежде не ужились два старших его брата, Рюрик и Роман. Желая быть щитом родовой своей области и дорожа тем, что дал ему Бог, он, чуждый честолюбия, отвечал новгородцам: «Не пойду от братьев и от своей вотчины». «Но мы разве не твоя вотчина?» – возразили ему новгородские послы и, в конце концов, умолили его прийти на княжение в Великий Новгород. Радостно зашумел вольный город, когда в 1179 году явился к ним Мстислав. Народ встречал его с крестами и иконами, с восторгом внимая его присяге в храме Софийском. Скоро загремел голос князя Мстислава на вече, собирая дружины, и двадцать тысяч воинов встало под хоругвь князя. В тот же год во главе войска он вышел против хищных эстонцев, именовавшихся в те времена «чудь», которые осаждали Псков и не переставали грабить пограничные земли. Мстислав прошёл с дружиной чудскую страну до моря, в наказание за набеги взяв пленных и скот. Чудь спасалась от него бегством или покорялась. Остановившись во Пскове, Мстислав посадил там наместником племянника своего Бориса Романовича и провёл остаток зимы и весну в Новгороде. Весной планировал он поход на Полоцк против князя Всеслава, дед которого похитил некогда церковные сосуды из новгородского храма святой Софии. Мстислав желал возвратить сию святыню, но его удержал брат, князь Роман, и уважил Мстислав слово старшего брата.
Немного, однако, уже оставалось ему земной жизни. В расцвете сил внезапно поразил Мстислава жестокий недуг, приковав к одру болезни. В немощи славный князь узрел суету земных стараний, тщету дел гордости человеческой. Чувствуя приближение смерти, велел он нести себя в церковь приобщиться Божественных Таин на Литургии. Весь народ окружал его, и знатные, и убогие, архиепископ Иоанн и всё духовенство, и храбрая дружина его была рядом до последней минуты. Когда уже коснел язык князя, призвал он безутешную супругу и трёх юных своих сыновей: Давыда, Владимира и Мстислава (Удатного). И, тяжко вздохнув, прослезился: «Препоручаю их добрым братьям моим, Рюрику и Давиду». 14 июня 1180 года руки его, без страха работавшие мечом за Святую Софию – Премудрость Божию, упокоились крестообразно на богатырской груди.
Народ со слезами расставался с князем Мстиславом, защитником земли их. Возрыдали по нём все новгородцы: «Зачем не умерли и мы с тобою, князь славный, сотворивший толикую свободу Великому Новгороду! Теперь уже не идти воевать нам земли поганых твоим копьём, а сколько раз молвил ты о том, как идти нам на неверных. Увы нам, ибо зашло наше солнце!..». Братья его плакали, плакала по нём и вся Русская Земля, потому что никто не мог забыть его доброту и ласку. И «черные клобуки» (так русские называли местные финские племена) не могли забыть «приголублинья его», говорит летописец, ибо не только его дружина, но и самые иноплеменники помнили и доблесть, и справедливости Мстислава.
Святой князь Мстислав был погребён в новгородском Софийском соборе, в приделе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в гробнице князя Владимира Ярославича, строившего сей храм. «Не было такой земли в России, – говорит летописец – которая не хотела бы ему (Мстиславу Храброму) повиноваться, и где бы о нём не плакали». По описанию 1634 года, «мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь», то есть поднята вверх, к Небу. Память святого Мстислава Ростиславича Храброго празднуется 14 июня (27 по н.ст.) в день его преставления, в третью Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

С использованием сайтов: https://icon-art.ru;
https://agios-icon.ru: http://хризма.рф/ikoni и др.

Назад