Нет для Господа... (И. Маркин, с.2 №88)

09.07.2018

НЕТ ДЛЯ ГОСПОДА ЗЕМНЫХ РАССТОЯНИЙ

В православном календаре 8 июня чтится память основателя и первого игумена Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря, великого подвижника Русской Земли святого Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам, в миру Алексий, жил в XII столетии. Сын именитых благочестивых новгородцев Михаила и Анны, Алексий с ранних лет почувствовал расположение к уединённой жизни. Жалея, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но умудрённый не по годам юноша отвечал: «Много я читал священных книг, но нигде не находил, чтоб родители советовали своим детям что-либо дурное, как вы мне советуете. Не пища и питие введут нас в Царство Небесное, а пост и молитва».

После смерти отца с матерью он, раздав всё своё имущество бедным, удалился в тихую пустынь, где и принял постриг с именем Варлаама. Ища полного уединения, Варлаам решил поселиться в глухом месте недалеко от Новгорода. Называлось местечко Хутынь и пользовалось дурною славой: люди считали, что здесь обитала нечистая сила. Однако Варлаам, преисполненный верой в неодолимую силу Креста Господня, не убоялся этого. Подходя к Хутыни, он увидел в непроходимой чаще светлый луч и, помолившись Господу, поставил свою келью в том самом месте.

Дни Варлаам проводил в трудах, ночи – в молитве; постился, носил грубую одежду и вериги. Много нападений от лукавого перенёс подвижник. Стараясь устрашить пустынника, бесы принимали вид разных зверей, возбуждали в нём всякие помыслы, но преподобный слёзной молитвой и строгим постом разрушал все ухищрения врага рода человеческого.

Высоконравственная жизнь Варлаама стала известна, за советом и благословением к нему начали приходить и князья с боярами, и простые люди, а многие просили дозволения поселиться вместе с ним. Преподобный любил уединение, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, принимал всех, кто к нему обращался. Так было положено начало обители, и число иноков в ней постоянно увеличивалось.

В память виденного им чудесного света, исходящего из лесной чащи, Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. Своим примером и наставлениями ведя живших с ним иноков к духовному совершенству, преподобный сам трудился на земле. Вырытый им колодец долгие годы действовал, питая чистой водой приходящих в те места людей, и стоял ещё лет сто тому назад. По преданию, усердно молясь и дополняя молитвенный подвиг физическим трудом, отшельник шапкой наносил целую гору земли, сохранившуюся неподалёку от монастыря до наших дней.

Прославленный добродетелями, Варлаам был от Господа одарён прозорливостью и даром чудотворения. Однажды он увидел, как новгородцы готовятся казнить преступника. Преподобный попросил народ отдать ему злоумышленника, и через некоторое время человек, спасённый им от казни, принял иночество. В другой раз, когда в Новгороде снова готовили осуждённого для казни, Варлаам, не обращая внимания на просьбы людей спасти и этого несчастного, молча уехал. Народ в изумлении спрашивал друг друга: «Отчего одного преподобный спас, а другого не захотел?» Позже святой Варлаам ответил на это недоумение так: «Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осуждён справедливо, но осознал свои грехи, и Господь дал ему время раскаяться в обители. Второй же был осуждён невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы он получил от Бога венец мученический».

Незадолго до смерти преподобный Варлаам на месте прежней деревянной завершил постройку каменной Преображенской церкви. Предвидя свой скорый уход в мир иной, Варлаам призвал к себе братию и просил их о нём не скорбеть, а молиться по его кончине. 6 ноября 1192 года Хутынский чудотворец мирно отошёл ко Господу и был с почестями погребён в стенах созданной им обители. В Хутынском монастыре до сих пор сохраняется обычай в дату земной кончины Варлаама раздавать милостыню всем убогим, сколько б их ни приходило.

Почти через двести семьдесят лет стараниями новгородского архиепископа Евфимия были освидетельствованы святые мощи преподобного Варлаама. После трёхдневного строгого поста архиепископ с молитвой снял каменную крышу с гроба, в котором покоился Варлаам Хутынский – тело преподобного оказалось нетленным...

Однако и после этого честные мощи Варлаама остались закрытыми. В 1471 году великий князь Московский Иван III прибыл в Хутынскую обитель поклониться святому Варлааму. Узнав же, что никто не смеет видеть мощи чудотворца, пока Господу не угодно будет изъявить на то Свою Волю, он сильно разгневался и, ударив жезлом в землю, приказал открыть гроб. Но только стали поднимать каменную доску, как из раки святого полыхнул огонь. Выронив жезл, в ужасе покинул князь Московский храм...

Между тем, и по отшествии своём на Небеса Варлаам не оставлял устроенную им земную обитель. Он строго следил за исполнением иноками данного им Устава и, бывало, являясь братии, давал наказы или помогал им. Множество чудес совершилось при гробе святого подвижника Хутынского, немало совершается их и сейчас по молитвам тех, кто с верой призывает смиренного Божьего Угодника.

Святой Варлаам остаётся ходатаем пред Господом, моля Творца и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю Россию. Не оставит своей помощью преподобный родную землю и в будущее время, если мы будем прибегать к нему с искренней молитвой и живой верой в Господа.

В наши дни в Варлаамо-Хутынский монастырь едут со всех уголков России. В пути к хутынскому подвижнику тесно переплетены черты современности и приметы давних ушедших времён. Дорога пленит разнообразием впечатлений, и проплывающий за окном архитектурный пейзаж постепенно из бетонно-блочной урбанистики превращается в сказочно-деревянную Русь: рукотворные каналы, самовары, ягоды в плетёных туесках у дороги...

Прибыв в Варлаамо-Хутынскую Спасо-Преображенскую обитель, сразу ощущаешь огромную духовную мощь, заложенную её смиренным подвижником-основателем и его последователями. А ещё нам, жителям Черноземья, открываются незримые до того чудесные нити, связавшие Воронеж с суровым северно-западным краем.

Узнаёшь, что, приезжая в Хутынскую обитель из своего поместья Званка, здесь молился и здесь же похоронен славный русский поэт Гаврила Романович Державин. А он дружен был с нашими земляками Гардениными и с уроженцем Воронежа Евгением Болховитиновым, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Болховитинову Державин посвятил два стихотворения – «Жизнь Званская» и «Евгению». Ответом Болховитинова Державину стало стихотворение «Евпраксия»...

В шестом выпуске сборника «Чтения в Беседе любителей русского слова» Гаврила Романович опубликовал небольшой отрывок из найденного незадолго до того очень древнего славянского «Боянова Гимна», и по мотивам «Боянова гимна» поэт написал стихотворение «Новгородский волхв Злогор». В просвещённом русском обществе текст древнего списка вызвал огромный интерес, копии «Гимна» заказали Николай Карамзин, Фёдор Толстой и Евгений Болховитинов. В письме Болховитинову Карамзин просит уведомить его, кто ещё имеет списки сенсационного текста.

Известный писатель граф Евгений Салиас, категорически не принявший либеральной и прозападнической направленности в русской литературе, в одной из своих статей опубликовал переписку Державина с преосвященным Тихоном, епископом Воронежским. Правда, Салиас ошибочно считал, что Державин, будучи Тамбовским наместником, переписывался со святителем Тихоном Задонским, мощи которого почивают в Задонском мужском монастыре. Однако это совсем не так. Опубликованная переписка Державина и преосвященного Тихона датируется 1876 годом – на тот момент великий подвижник Тихон Задонский уже три года как почил, а Воронежским епископом был Тихон Малинин, из префектов Славяно-Греко-Латинской Академии. О Тихоне Малинине в «Словаре духовного чина...» писал Евгений Болховитинов. В 1785 году Евгений подал преосвященному Тихону Малинину прошение «Об увольнении его в Московское училище для окончания учения своего».

И всё-таки связь Хутынского монастыря со свт. Тихоном Задонским есть!.. 13 мая 1761 года Варлаамову обитель определили для жительства новому викарию Новгородской епархии Тихону. Именно отсюда через два года он отправится в Воронеж и своими неустанными трудами прославится как святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский Чудотворец...

На рубеже XVIII и XIX веков воронежский епископ Арсений (Москвин) также прибыл к нам из Хутынского монастыря. Арсений дружил с героем Отечественной войны 1812 года знаменитым атаманом Матвеем Ивановичем Платовым и являлся яростным борцом с донскими духоборами...

И вот, очевидно: нет для Господа земных расстояний. Как бы ни была далека от нас Хутынская обитель, духовная связь благодатно объединяет весь Православный мир, искренней верой и крепкой молитвой соединяя любые географические точки.

Игорь Маркин

Назад