ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ(с.8 №89, Арх. Рафаил /Карелин/)

12.12.2018

ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ

 

Звёздное небо – постоянный источник вдохновения для поэтов и изумления для философов. Звёзды – это символы вечности, искры ночи, застывшие на лету, просветы в необъятной дали космических пространств. Это алмазные очи, которыми Небо смотрит на землю. Если б мы, люди, могли спросить у звёзд, что́ постоянного и неизменного видят они на земле, то звёзды ответили бы: на земле постоянно – только время, а неизменна – лишь смерть; всё остальное возникает, меняется и исчезает; постоянно только непостоянство мира, а неизменна – его переменчивость... Если же спросить у звёзд, что́ удивительного нашли они на земле, то они б ответили: человеческую глупость, которая, зная о времени и смерти, забывает о вечности...

Смерть следует за жизнью, как тень, и всё-таки остаётся тайной, прикоснуться к которой мы страшимся. Странно, что видя смерть повсюду, мы, вопреки очевидности, не верим, что она существует. Нам кажется, что мы неподвластны ей, что её каток, сокрушающий всё на своём пути, промчится мимо нас. Мы порой как будто думаем и говорим о смерти, но даже проходя мимо могил, в глубине души не верим, что когда-нибудь так же будем лежать в заколоченном гвоздями гробу под слоем земли, что наше тело подвергнется тлению и могильные черви, в конце концов, превратят его в землю, из которой и взят человек.

Один за другим наши близкие уходят в небытие – в страну, откуда нет возврата. И нам предстоит тот же путь, но эта мысль ужасна для нас. Малодушный страх перед концом земного бытия превращает нашу жизнь в жалкую игру теней. Когда же приходит смерть, мы оказываемся к ней не готовыми, мы оказываемся лжецами, обманувшими самих себя. Гаснет свет – исчезают тени...

Мы живём в потоке времени. Но надо помнить, что личное время дано нам как некое наследство, как отцовское богатство, которое следует употребить с пользой. Мы используем его, нередко с какой-то пьяной щедростью расходуем его – и с каждым днём оно тает, уменьшается. И оно имеет свой предел, а мы думаем, что время, данное нам, всегда будет в нашем распоряжении. Вот, кажется: всё ещё впереди, но приходит смерть – и мы обнаруживаем, что наше время кончилось, как нить в раскрученном клубке шерсти...

Забвение неизбежности смерти и конечности времени точно гвоздями прибивает нас к земле, ко всему земному и преходящему. Хватаясь за то, что удержать невозможно, мы, по сути, добровольно отдаём себя смерти, так как беспрерывно убиваем свой собственный дух. Предав себя власти временного, непостоянного, изменяющегося – того, что само находится под властью тления, мы произносим над своей душой приговор. Не помня о смерти, мы забываем о вечности – и лишаем себя вечной жизни. И каждый день, отданный только земле, только земному – есть ежедневное самоубийство. Именно так мы беспрерывно нарушаем заповедь «Не убий»...

В средние века были распространены картины под названием «Пляска смерти» в различных вариантах. В ней смерть то преследует человека, как охотник зверя, то появляется на свадьбе, то ходит по саду с косой в руках, не разбирая, что она режет под корень: сорняк или цветы, то наклоняется над постелью ребёнка, то стоит, как распорядитель пира, с чашей в руках меж пьяных гостей. Но самым излюбленным сюжетом был танец человека в объятиях невидимой для него смерти в образе скелета. Человек танцует среди трупов, но на лице у него беззаботная улыбка – это образ нашей жизни, привязанной к земле.
Всё громче звуки этого безумного танца, всё быстрее движется зловещая пара, всё крепче, всё ближе, всё теснее смерть прижимает к себе человека, выпивая его силы и время – и, наконец, отбрасывает его в груду трупов, как бросают полено в кучу дров...

Первое убийство своей души – это неверие в Бога. Атеизм – философия отчаяния, это бессильное желание увековечить земную жизнь, которое обращается в сгусток ненависти к Божеству. Атеист уверяет себя, что загробной жизни нет. Он как бы затыкает уши, когда ему говорят о Боге и о вечности, и утверждает, что спасения не существует. Вся огромная книжная продукция атеистов в совокупности может быть названа кратко: «Руководство для самоубийц».

Но ещё более непонятно и удивительно, чем атеизм, это почему человек, веря в Бога и почувствовав в душе своей Его Благодать как дыхание вечности, продолжает жить так, будто Бога нет!.. Душа такого человека похожа на несчастного, который лежит под обломками рухнувшего здания. Понимая, что вот-вот погибнет, он хочет сбросить с себя эту тяжесть, но не может даже пошевелить рукой. Так мы лежим под обломками наших разрушенных планов и обманутых надежд; так, будучи погребены под земными заботами, мы хотим подняться – но наши страсти снова и снова пригибают нас к земле...

Чтобы быть с Богом, надо отказаться от внешнего как от всего лишнего, оставив только необходимое душе. Ведь когда за кем-то гонится зверь, то человек сбрасывает с себя одежду, чтобы легче было бежать. А мы всё боимся расстаться с грузом материальным, да и душевным – и всё носим, и носим на своих плечах эту ненужную тяжесть, как пыльный мешок...

Земная жизнь дана нам, чтобы сочетать своё сердце с Богом, чтобы сделать его нерукотворным храмом Святаго Духа. Но мы делаем сердце то клеткой зверя, то корытом для свиней. Когда же наступает смерть, мы понимаем, что глубоко обманывались, что вечно – только невидимое, а видимое – обращено в ничто, и что, держась за видимое, мы хватались за пустоту.

Вечен человеческий дух, а об этом мы постоянно забываем. И заповедь «Не убий» призывает нас прежде всего не убить жизни нашего духа, не убить времени, данного нам для спасения, не убить своей души, закопав её в могилу страстей и земных забот, не лишиться бесценного сокровища, которому изумляются даже ангелы – Любви Божества к человеку.

Не убий – значит: выбери Жизнь. Начало и Завершение, Источник, Содержание и Совершенство Жизни – это Бог. Если Бога нет, то всему конец, и жизнь превращается лишь в бег осуждённого к собственной виселице, к смерти. Но Бог – есть, и пребывает вовек, и Он открыл нам Своё Бытие, и Он тысячекратно свидетельствует каждой душе, что Он близ неё. И потому каждое мгновение человеческой жизни, каждое биение сердца должно быть посвящено Ему.

Бог есть Дух, но Он дал нам как некий залог – Своё Имя и Таинства Церкви. Мистическая жизнь души – это пребывание в Имени Божием, то есть в непрестанной молитве. Когда забывается и исчезает молитва, тогда человек отступает от Бога – и духовно умирает. А человек, умирающий в грехах, словно источает из себя трупный яд, отравляя окружающий мир.

Спасение – это не только личное дело отдельного человека. Когда человек приобретает благодать, то её тихим незримым светом озаряется и жизнь других. Около таких людей согреваются души. От общения с ними окружающие получают силы и внутренний мир.

Бог, Который создал Вселенную – тысячи миров, время и вечность, ждёт, чтобы мы сами открыли для Него своё сердце – и жили Его Любовью. Моисей завершил свою пророческую проповедь и последнее завещание словами: «Израиль, Я положил пред тобою огонь и воду, жизнь и смерть; выбери жизнь, чтобы жил ты и дети твои» [Втор. 30, 19].

Если б можно было спросить у звёзд, которые, как стаи огненных птиц, летят с востока на запад: «Что́ самое прекрасное увидели вы на земле?», то ответили бы звёзды: «Самое прекрасное – это человеческое сердце, в котором сияет Божественным светом имя Иисуса Христа».

 

По тексту архимандрита Рафаила (Карелина)

Назад