СОГРЕШИВШИЙ И РАСКАЯВШИЙСЯ (с.4 №89, Игорь Маркин)

12.12.2018

СОГРЕШИВШИЙ И РАСКАЯВШИЙСЯ

 

12 июля Православный мир ежегодно празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Воспевая духовную твёрдость Петра и разум Павла, Церковь показывает примеры согрешения и исправления: в апостоле Петре – образ человека в угоду миру отвернувшегося от Господа, затем покаявшегося; в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней, гнавшего Христа, но потом уверовавшего в Него.

Вместе с братом Андреем Пётр первым был призван следовать за Спасителем, первым из апостолов всей полнотой своей простой души исповедал Господа Иисуса Христа, Которому он всегда выражал преданность и решительность. Он был особо близок к Спасителю. Но он же накануне распятия Христа трижды отрёкся от Сына Божия. А затем, вспомнив Господне предсказание о грядущем его отречении и поняв весь ужас свершённого, омылся горькими слезами и глубоко раскаялся в содеянном, за что после Своего Воскресения Господь вновь восстановил Петра в апостольском достоинстве.

В отличие от Петра, Павел изначально не верил в слова Господа. Мало того, он являлся яростным гонителем христиан. Но после того как внезапно ослеп и затем чудесным образом был исцелён, Павел сделался одним из самых ревностных проповедников гонимого прежде Христа.

На стезе обретения христианской веры два первоверховных апостола – антиподы, а сопоставление личного выбора каждого и них – наглядный пример для понимания: дорога к Господу открыта для всех, а пути познания Его поистине неисповедимы.

На Руси образы святых Петра и Павла появились сразу после херсонесского крещения равноапостольного князя Владимира. В память о своём первом самостоятельном княжении в Новгороде Великом новообращённый в истинную веру киевский князь привёз из Херсонеса Таврического икону с изображением первоверховных апостолов в дар Новгородскому Софийскому собору, а фрески с изображениями святых Петра и Павла в росписи собора известны с XI столетия и сохранились до наших дней.

Первый русский монастырь, посвящённый Петру и Павлу, образован в Новгороде-на-Волхве в 1185 году. Тот год памятен печально-героическим походом Новгород-Северского князя Игоря на половцев, навсегда запечатлённый в жемчужине древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Как бывают удивительны незримые переплетения судеб отдельных людей и целых народов! Как промыслительны цепи явлений, связывающие самые разные события во времени и пространстве! Так, один из героев «Слова...», северский князь Игорь правил в землях, сопредельных с нынешней Курской областью. В поход он отправился со своим двоюродным братом курским князем Буй-тур Всеволодом и с владетелем города Рыльска Святославом. Ныне Рыльск также расположен в Курской области...

12 июля 1943 года, в праздник святых Петра и Павла, разгораясь драматическим светом побоища, на Курской Дуге у села Прохоровка началось величайшее в мире танковое сражение.

Сокровенный смысл жизни и деяний апостолов Петра и Павла перекликаются и с ходом Великой Отечественной, и с внутренним преображением нашего народа в той страшной по жертвам, но духовно очистительной войне...

Характер Петра, искреннего, сильного и пламенного духом, олицетворяется с чертами нашего народа. С рождения имя Петру было Симон, но, решительно исповедав Иисуса Христа Господом, он обрёл новое прозвание: «Камень» – так имя «Пётр» переводится на русский язык. Камнем, неприступной твердыней Отечества встал наш народ в противостоянии врагу на Огненной Дуге...

Любая нация имеет свою военную доктрину – и речь не о стратегии с тактикой, которые могут изменяться в силу разных причин, но о глубинно-генном понимании воинского служения и существования. С веками совершенствуются виды оружия, технология и способы ведения войны, а это – остаётся прежним. Немцы – народ исконно воинственный. И во времена Александра Невского, и при «железном» пруссаке Фридрихе, и в Первую Мировую, и в Великую Отечественную главной задачей немцев было разрубить, расчленить строй, полк либо иное соединение противника, а затем завершить разгром. В битве на Курской дуге немецкое командование ставило своим подразделениям такую же задачу: взрезать нашу глубоко эшелонированную оборону. Задача советского командования была – не дать немцам прорваться, сначала сдержать тяжкий удар тевтонов, измотать врага, а уж затем перейти в контрнаступление. И план этот сработал блестяще.

У Прохоровки вражеские танки грозными волнами накатывались на наши позиции, но русские стояли несокрушимой преградой...

На камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, Которую не одолеть вратам адовым. Выползавшие, словно из адовых врат, танковые чудовища фашистов так и не одолели русского противостояния – не взломали стены из камня Веры и верности Отечеству...

Перед началом Курской битвы, которую фашисты нарекли операция «Цитадель» (кстати, цитадель – тоже означает крепость, камень), в нацистской Ставке Гитлер заявил своему ближнему окружению: «Победа под Курском должна стать факелом всего мира»... На другом конце противоборства тоже были произнесены знаковые слова: во время одного из совещаний советской Ставки Верховный главнокомандующий И.В. Сталин спросил присутствовавших, знает ли кто из них, как во времена былые наши предки
отмечали победу над врагом? На этот вопрос никто ответить не смог.
Сталин рассказал, что ранее победы отмечались колокольным звоном. И предложил возродить славную традицию русского оружия, правда, отмечать победы не звоном колоколов, а салютом. К слову, первые фейерверки – предтечи салютов – появились на Руси при Петре I, небесными покровителями которого являлись апостолы Пётр и Павел.

В ходе Курской битвы самый первый победный салют прогремел в честь освобождения городов Белгорода и Орла. На день нынешний основное поле танковой битвы, Прохоровка, находится на территории Белгородской области. А на современном гербе Белгорода изображён стоящий на задних лапах лев. Евангелист Марк, написавший «Евангелие» со слов апостола Петра, символично изображается Львом...

Кроме колокольного звона победы, в память о судьбоносных событиях наши предки возводили Божьи храмы. В Прохоровке вот уже около двадцати лет стоит храм, освящённый во имя апостолов Петра и Павла. Он кипельно-белого цвета – цвета Преображения. Наш народ, как в своё время и апостол Павел, тоже внутренне преобразился, пройдя через горнило войны, через лишения, страдания и горечь потерь. Столетие назад Советское государство в угаре лже-свободы официально отреклось от Господа. Но, освободившись от помрачения сознания и раскаявшись, русские православные люди стали народом-светочем, надеждой для многих других христиан. Не нацистский факел, ожидаемый гитлеровцами, а новый свет русского Православия засиял в мире. Прохоровский Петропавловский храм устремлён к Небесам как символ духовной победы, свершившейся с великими жертвами – но и во славу Божию.

В этом году исполнилось 75 лет Курской битве и великому танковому сражению под Прохоровкой. 12 июля на юбилей в скромный рабочий посёлок Белгородчины собралась масса людей. Все они прибыли с одной целью: склонить головы в память о наших павших воинах, что отдали свои жизни во имя Победы. Печально и торжественно отбивал удары храмовый колокол, но ему вторил праздничный салют. А затем, в полной тишине, вдруг послышалось пение. Откуда оно? Непонятно, оттого символично и чудесно.

В Петропавловской церкви имеется святой образ первоверховных апостолов, написанный специально для прохоровского храма. На иконе изображены святые апостолы, держащие в руках миниатюрное изображение храма в Прохоровке... На одной из храмовых стен есть роспись, сюжет которой повествует о том, как во время Курской битвы под Прохоровкой нашим солдатам явилась Богородица (впрочем, из немецких окопов Богородицу видели тоже). Божья Матерь шла и плакала, а затем обратила Свой взор на запад и жестом показала, в какую сторону покатится далее огненный смерч войны. Сейчас эта роспись скрыта под очередной мраморной плитой, ведь с каждым годом в храме Петра и Павла прибавляются плиты с вновь открытыми именами погибших в Курской битве...

Тихо потрескивает пламя свечей, возжжённых в память о павших. Кажется, души тех, чьи имена выбиты на поминальных плитах, спускались сюда услышать молитвы, а потом под колокольный звон вновь радостно возносятся к Небесам... Выйдя из храма, смотришь на его купол, тщась взором уловить образы тех, кто подымается в неоглядную синь – и кажется, будто не облака плывут в вышине, а сам храм устремляется в небо, словно вечный корабль памяти.

Третье ратное поле России, Прохоровское, пронизано христианской символикой. Во дворе церкви Петра и Павла недавно появился памятник Владыке Алексию II, есть поклонный крест в селе Сторожевое, стоит армянский православный крест на одной из «безымянных высот» – в память о бившемся на Огненной Дуге маршале Ованесе Баграмяне и танковой колонне «Давид Сасунский». Год назад на ратном поле поставили деревянную часовню, в культурно-историческом центре мемориального комплекса имеется скульптура женщины, держащей в руках портрет солдата – сына, мужа, брата... Портрет – словно икона, а одеяние женщины – просторный длиннополый плащ, как у Богородицы.

Архитектурным и духовным венцом Прохоровского поля является величественная четырёхгранная Звонница. На её пилонах барельефами изображены дети и взрослые: колхозники, замполит, пехотинец, танкист, сталевар, маршал, рабочие и партизаны...

Они вместе прошли через горнило войны, повторив духовный выбор апостола Петра и преодолев тяжкое искушения безверия. Они – единый народ-победитель. Согрешивший и раскаявшийся.

 

Игорь Маркин

Назад