Во всяком благочестии (с.10 №91, Игорь Маркин)

09.08.2019

ВО ВСЯКОМ БЛАГОЧЕСТИИ И ЧИСТОТЕ

Шестнадцать лет назад по благословлению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование дня соборной памяти всех святых Воронежской епархии. Днём нового церковного праздника стало 4 (17 н.ст.) сентября. В поимённый список Собора Воронежских святых включены подвижники, своими неустанными трудами во славу Господа не дававшие угаснуть огню Православной Веры. Даже при самых тяжких испытаниях в первую очередь они молились за всех нас, православных, а в последнюю – о себе. Среди них – юродивый Христа ради затворник Иоанн Сезеновский.

Кто же он таков? Бывают люди, жизнь которых словно озарена тихим внутренним светом, согревающим пространство вокруг. Их вера проста и несомненна, и дана им будто сызмальства, душа чиста и незлобива, телесные порывы смирены, дух устремлён к единой цели – соприкоснуться с Богом. Век их бывает долог, бывает – короток, но ощущение осмысленности и какой-то единственной правильности человеческого существования не оставляет их от рождения до кончины.

Осенью 1826 года крестьянин Лебедянского уезда Бирюков отправился в Сезеновский лес, сопровождая одного почитаемого в этих краях подвижника. Тяжёлые вериги, железные башмаки, обтянутые сукном, чугунные чётки и железный посох с крестом наверху в руках... Как выносило эти тяготы его немощное тело?.. По Божьему наущению затворник почти никому не открывал своего лица, лишь редкие избранные могли видеть его. И вот уже несколько лет он практически не покидал своего обиталища. Но в тот раз случай оказался особым...

Остановив вдруг Бирюкова, заставил его отшельник положить три поклона и вбить в указанном им месте кол. «Тут, – объявил, – выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышен по всей Руси». Крестьянин выразил свои сомнения, но затворник, пройдя ещё немного, велел тому вбить другой кол, сказав при этом: «А здесь будет наша граница, и это будет наша земля, у нас тут будет Киев, Иерусалим и Афон». Пройдёт время – и всё свершится так, как сказал подвижник...

Предвидевший появление Иоанно-Казанского Сезеновского женского монастыря, что в современной Липецкой области, известен как юродивый Христа ради Иоанн Сезеновский, а в миру – Иван Лукич Быков. Он родился в 1791 году в селе Горки Коротоякского уезда и являлся дворовым местного помещика. С детства Иван отличался от своих непоседливых сверстников – тихий и незлобивый, он любил уединение и безмолвие. Юношей, по промыслу Божию, Иоанн принял духовный подвиг юродства Христа ради – и время от времени стал уходить в странствия. Чтобы прекратить самовольные отлучки дворового, барин отдавал его в разные обучения, но ничто не могло отвлечь Иоанна от его походов. Пробил час, и, распрощавшись с родными краями, он отправился в Киевскую Лавру.

Однако помещик разыскал беглого, и через некоторое время Иоанна заковали «в железа». Но Господь не оставил его – оковы чудесным образом спали с рук Иоанна. Он ушёл из заточения и через малое время обосновался в Задонском мужском монастыре.
В те же годы князю Несвицкому, владельцу села Сезеново Лебедянского уезда, приснился странный сон. Князь увидел, как из образа «Корсунской» Божией Матери вышел младенец и сказал: «Возьми меня к себе на руки и дай место для молитвы, я Иоанн многострадальный». Смущённый князь призвал к себе знакомую старицу, и та, выслушав Несвицкого, привела к нему Иоанна. Увидев его, князь прошептал: «Вот то лицо, которое я зрел во сне».

Князь предложил Иоанну остаться у него, и подвижник согласился, но, верный своему решению удалиться от мира, поселился в полуразрушенной бане, наглухо заколотив единственное окно. Только неугасаемая лампада перед иконой освещала убогое жилище молодого отшельника. Никого не принимая в своей келье, он постоянно молился, попутно занимаясь рукоделием и чтением. А херувимские песни пел так, что нельзя было слушать без умиления. Для приобщения Святых Таин к Иоанну приходил его духовник, священник из Лебедяни Федот Казанский.

Слух о строгом затворнике разнёсся далеко, и толпы людей стали стекаться к дверям Иоанновой кельи. Он никому не отказывал в беседах, принимая всех приходящих без различия звания и состояния словами веры, утешая, уча кротко и незлобиво исполнять заповеди Божьи, заботиться о благе ближнего. Все душеполезные беседы велись Иоанном через закрытые двери кельи.

Не отказывал Иоанн и болящим телесно – лечил их освящённым маслом из лампады, Богоявленской водой, просфорами, а чаще – кореньями и травами.

За строгую подвижническую жизнь Господь удостоил Иоанна дара прозорливости. Однажды крестьянин из села Куймань видел, как над головой затворника возник необыкновенный чудесный пламень.

У Иоанна было немало учениц из числа вдов и девиц. И, готовя их к служению Господу и укрепляя веру в Божий Промысел, Иоанн часто давал им поручения, порой казавшиеся странными, но, к удивлению послушниц, все они успешно выполнялись. Раз затворник попросил послушницу Авдотью принести ему живую сороку. Выполнимо ли это? Но только вышла Авдотья на дорогу, как слетевшиеся сороки сами сели ей на плечи, и одну из них она принесла учителю. В другой раз она так же свободно принесла из леса живого зайца.

Слава о затворнике распространялась, но он всё ещё числился за своим помещиком. После долгих просьб верующих барин согласился дать Иоанну вольную, потребовав за это тысячу рублей. Деньги собрали, и в 1833 году Иоанна приписали к Лебедянскому городскому обществу. Тогда же рядом с Сезеновской церковью для Иоанна выстроили келью в виде столба. Туда он и переселился. Незадолго до своей смерти блаженный приказал в подполье клети сделать склеп, говоря: «Где мой дом, там будет мой гроб».

Тем временем свершалось появление «колокольни с услышанным по всей Руси колоколом», предсказанное Иоанном крестьянину Бирюкову. Испросив дозволения и благословления у Тамбовского епископа, 8 сентября 1838 года в день Рождества Богородицы Иоанн заложил в Сезеново новый семипрестольный каменный храм, очертил пространство ограды своей железной палкой и на местах, где должны быть престолы храма, поставил деревянные кресты.

Ряд чудесных событий сопровождает рождение обители, свидетельствуя о помощи и покровительстве Божием. Подрядчик не хотел приступать к работе, не получив задатка и не имея материала для всего строительства. Иоанн уверенно заявил: «Подожди до завтра, Бог даст, всё будет». На другой день от неизвестных жертвователей привезли строительные материалы, а совершенно незнакомый помещик вручил затворнику на сооружение церкви пятьсот рублей. С Божьей помощью случилось и ещё одно чудо. Цоколь по окна был выведен всего за десять дней, тогда как на это требовалось не менее шести недель. А скоро глазам изумлённых прихожан предстала и величественная церковь во всей красе.

Но Иоанну не суждено было увидеть плод этих трудов. Положив прочное основание строительству, он скоро сам возлёг на вечный покой вблизи возводимого храма как краеугольный камень возникшей по его предначертанию иноческой обители. Он окончил дни своей жизни в сорок восемь лет 14 декабря 1839 года.

О кончине подвижника послали известить протоиерея Соборной церкви Лебедяни Аристарха Козьмина. Тот приехал в Сезеново с несколькими сопровождающими. Дверь кельи не поддалась. Пришлось выламывать окно. Умерший лежал у аналоя, со скрещёнными руками замерев в поклоне перед иконой Божией Матери. Во время обмывания и одевания тела на Иоанне не было заметно никаких признаков смертности, а на лице даже виделся румянец.

Чтобы исполнить волю покойного и похоронить его в приготовленном им склепе, требовалось разрешение преосвященного епископа Тамбовского, поэтому некоторое время тело Иоанна пребывало непогребенным.

Тысячи людей со всей округи стекались в Сезеново на поклонение своему наставнику, с утра до ночи его келья полнилась посетителями. Тело не поддалось тлению, и многие ощущали исходящее от него благоухание.

12 января 1840 года, через 28 дней со дня кончины затворника его погребли. Во время литургии многие одержимые недугами видели, что на лице Иоанна выступал пот. Больные вытирали его платками, прикладывали их к больным местам и таким образом получали исцеление. Когда тело провожали к могиле, люди стремились прикоснуться к нему, и многие бесноватые становились здоровыми.

На протяжении десятилетий после смерти блаженного Иоанна толпы богомольцев посещали место упокоения подвижника. И всё это время он распространял чудеса и исцеления для всех, с верой приходящих к нему.

Через много лет после смерти Иоанна келью перестроили в небольшую церковь во имя Преображения Господня, а затем, разобрав, устроили каменный двухэтажный шестипрестольный храм во имя Святой Троицы. В Сезеновской Иоанно-Казанской женской обители хранились частицы мощей святых угодников Божьих и святые иконы из Киева, Афона, в монастыре совершалось такое же благолепное служение, какое было учреждено в Иерусалиме. Всё, предсказанное Иоанном, свершилось.

В начале 1920-х годов, когда в нашей стране начались массовые разрушения православных святынь, сёстры обители спрятали мощи преподобного Иоанна под полом часовни в одном из сел Ефремовского уезда Тульской губернии. В 2007 году по инициативе Липецкой и Елецкой епархии решено было вернуть честные мощи Иоанна на место бывшего его упокоения – в Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь.

Апостол Павел в Первом послании к духовному чаду своему Тимофею наставлял его: «Молю убо прежде всех творити молитвы... за вся человеки... и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» [1Тим. 2, 1-2]. И смиренное житие Сезеновского отшельника и молитвенника Иоанна – действенное подтверждение апостольского поучения и апостольского духовного преемства.

Игорь Маркин

Назад