Дано время для жизни (с.3 №91, арх. Иоанн /Крестьянкин/)

09.08.2019

ДАНО ВРЕМЯ ДЛЯ ЖИЗНИ

Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души имеет три периода, с двумя переходными гранями из одного периода в другой. Первый период – жизнь души в теле человека. Второй – жизнь души, освободившейся от тела, начало вечной жизни. Третий – новая жизнь души в преображённом теле – в вечности.
В момент смерти тела душа делается способной видеть всё и саму себя уже не глазами, а новым ощущением. Теперь она силой воли преодолевает огромные пространства мгновенно (естественные препятствия её более не задерживают). И, созерцая загробный мир духовный, она находит в нём своё место – то, до которого она доросла при земной жизни. И в нём она должна пребывать до всеобщего Страшного Суда Божия, вне тела продолжая развивать в себе те качества, которые она приобрела до смертного перехода. Так, праведники утвердятся в добродетелях и преданности святой Воле Бога, а нераскаянные грешники – в нечестии и раздражении против Бога...
Добро раскроется во всей полноте и силе, обретёт свободу, которой на земле не имело, и обнаружит своё внутреннее достоинство и внутренний свет. Добрая душа будет уже навеки тверда в добре, и никакое зло – ни внутреннее, ни внешнее – не сможет ни поколебать её, ни повредить её блаженному состоянию. Непраздная душа будет созерцать ею не постигнутые при земной жизни тайны Бога, мироздания, себя самой и вечной жизни, будет проникать в великое и чудное дело нашего искупления, совершённое Сыном Божиим – то дело, в которое желают проникнуть и ангельские умы.
Со смертью тела не умрёт ни сознание, ни чувства, которыми мы живём. В условиях загробной жизни они раскроются во всей глубине и силе. Все души, которые принесут с собою в вечность чистые и святые чувства – любовь к Богу, добрые дела, смирение, душевную и телесную чистоту, – найдут в них источник возвышенной радости. А души святых, угодивших Богу праведной жизнью на земном пути, по смерти тела получив предопределение к блаженству, будут его переживать; получат они от Бога и дерзновение молиться за нас и оказывать нам небесную помощь.
После смерти тела мы имеем возможность вступить в близкое взаимоотношение с Богом всем комплексом своих стремлений, склонностей, чувствований и пристрастий. И чем больше запас Благодати Духа Святаго, тем на более радостное общение с Богом может рассчитывать душа. Поэтому преподобный Серафим Саровский так настойчиво говорил о необходимости «стяжания Духа Святаго Божия». Ведь это духовное богатство приобретается только во время земной жизни, оно не может быть пополнено после разлучения души с телом. Этот духовный капитал душа копит, живя разумно на земле. У святых он велик, и потому они имеют дерзновение в молитве и после телесной смерти, и Господь слушает их, как слушал при жизни, а может, и более того. Но кто на земле был далёк от Господа, останется таковым и по смерти своей.
Во время Второго Пришествия Господа для Страшного Суда начнётся новая жизнь для видоизменённой души, соединившейся – теперь уже навечно – со своим, также преображённым, телом. И для истинных последователей Христа третий этап жизни души будет периодом не прерывающегося уже более общения с Богом: на «новой Земле», под «новым Небом», где вместо солнца будет – Сам Господь Бог.
Из указанных периодов жизни души первый исчисляется лишь десятками лет. Второй длится до всеобщего воскресения. Третий простирается в вечность... И эта вечность – либо награда за правильно прожитый первый этап, либо страшное наказание – вечное отлучение от Бога за греховно проведённую земную жизнь. Первый этап самый короткий, но чрезвычайно ответственный, поскольку всецело определяет дальнейшее положение души. Ведь только в это время, данное для жизни земной, душа имеет возможность творить подвиги: молиться и работать, преодолевая трудности и усталость тела; поститься, несмотря на голод; воздерживаться, лишая себя необходимого ради дел милосердия; терпеть без ропота болезни, скорби и лишения.
Но, к сожалению, мысль о важности этого периода часто отсутствует у многих из нас.

По «Размышлению о бессмертной душе»
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Назад