С НАДЕЖДОЙ И ВЕРОЙ (с.6 №92, Игорь Маркин)

17.08.2019

С НАДЕЖДОЙ И ВЕРОЙ ИДЁТ СПАСЕНИЕ

27 января 1944 года в ходе наступательной операции Красной Армии под кодовым названием «Январский гром» была снята блокада с героического города Ленинграда. Три четверти века минуло с той поры.

Блокадный Ленинград – это 872 дня и 872 ночи нечеловеческих страданий жителей города, оставшихся без еды, тепла и электричества; это противотанковые заграждения и надолбы на безлюдных затаившихся улицах; облачённые в защитную «броню» памятники, оклеенные крест-накрест и занавешенные шторами окна; тусклый свет лампочек в промёрзших квартирах и спасительных бомбоубежищах; яркие и страшные вспышки «зажигалок». Это блокадная полынья на Фонтанке, Невский пятачок, Дорога Жизни... И стук метронома из уличных громкоговорителей – словно живое биение сердца Ленинграда. Этот стук напоминал: город жив! Он не сдастся.

Да, город жил и на пугающе-регулярные артобстрелы и авианалёты отвечал врагу залпом зениток, круглосуточной работой на заводах, неповторимым художественным творчеством Ивана Билибина, патетической музыкой «Седьмой Симфонии» Дмитрия Шостаковича, долгожданными сводками новостей, озвученных глубоким голосом Юрия Левитана... Несгибаемым мужеством ленинградцев и неизбывной надеждой на спасение.

В дни тяжких испытаний люди, в том числе и атеисты до мозга костей, меняются и обращаются к вере. Ночуя прямо на станках в цеху, не выпуская из рук оружия на рубежах обороны, многие блокадники мысленно устремили свои взоры к Небесам и поверили, что Господь не оставит их в трудную минуту. «В жизни искренне верующих в Бога православных христиан никогда не оскудевают поразительные явления Силы Божией, животворящей людей душевно и телесно. Только мы не всегда видим их лично и не всегда имеем возможность о них слышать», – так впоследствии писал архимандрит Вениамин (Милов).

Чудо... Без него порою выстоять в тяготах невозможно, как и без помощи свыше. И, по усердным молитвам горожан и тех, кто в силу разных причин оказался в окружённом смертоносным осадным кольцом городе, чудеса не единожды свершались в Ленинграде. Кто-то воспринимал их сразу, другие очевидцы осознавали позже, бывало – и через много лет! А ведь чудеса вкраплены в нашу повседневную жизнь, они – часть земного бытия.

Священники Ленинграда и на пределе истощения не оставляли свою паству. По воспоминаниям дочери настоятеля Никольского собора Владимира Дубровицкого: «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошёл на службу. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь – упадёт, замёрзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: «Не имею права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешить в горе, укрепить, ободрить»...

В блокадном Ленинграде верующие старались уберечь свои дома от разрушения во время вражеских авианалётов так же, как испокон века в случае опасности делали их предки: совершением вокруг жилища малого крестного хода. В современном Санкт-Петербурге на углу Лиговского проспекта, 2-й Советской улицы и Орловского переулка и поныне стоит старинное здание, в народе называемое «Дом Фредерикса». Заселили его незадолго до войны отслужившими своё чиновниками Министерства Государственных имуществ и Придворного ведомства старой России. Когда гитлеровцы отрезали Ленинград от внешнего мира, эти «бывшие» – представители старой России, жильцы – остались в доме. Несмотря на бомбёжки и артобстрелы, каждый вечер они чередой с иконами, особо почитаемыми в каждой семье, обходили свой дом со святой молитвой. Ни один снаряд напрямую не попал в этот дом. А ведь он соседствовал с Московским вокзалом и с детской больницей, где во время войны располагался госпиталь.

Член-корреспондент Академии медицинских наук Андрей Яковлевич Алымов, подполковник медицинской службы и главный эпидемиолог Военно-морского флота СССР, в первый год блокады жил в Ленинграде. Его лаборатория размещались на 16-й линии Васильевского острова. К весне 1942 года город лежал в руинах и нечистотах. Не было воды, канализация не работала. Каждое утро Андрей Яковлевич просыпался с тревогой, ожидая сообщения о массовых заболеваниях. Но ни в апреле, ни в мае эпидемия не вспыхнула. Эта загадка долго занимала Алымова. Однажды, уже после войны он, беседуя в кругу своих коллег на эту тему, задумчиво произнёс: «Должно быть, кто-то хранил Ленинград от эпидемий».

Да, город был храним, подтвердились слова святителя Митрофана Воронежского о том, что твердыня Святого апостола Петра избрана Самой Божией Матерью, и пока «Казанская» Её икона остаётся в городе и есть молящиеся, враг в него не войдёт. Из Владимирского собора вынесли «Казанскую» икону Божией Матери и на самолёте облетели с нею крестным ходом вокруг блокадного Ленинграда.

Уместно вспомнить, что в своё время в Воронеже на нынешней Адмиралтейской площади епископ Митрофан возле храма Успения Богородицы именно иконой Божией Матери «Казанская» благословил царя Петра на строительство Санкт-Петербурга.

В одном из храмов послевоенного Ленинграда долгое время находилась икона святителя Николая Чудотворца, называемая прихожанами «Никола Хлебный». Рассказывают, что в дни блокады две женщины, помолившись Николаю Угоднику, положили свои хлебные карточки в свечной ящик, а наутро каждая их них на своём столе обнаружила по куску хлеба – ровно столько, сколько полагалось по карточке...

Вот уже более двухсот лет верующие получают помощь блаженной Ксении Петербургской (день памяти 6 февраля). Жители Санкт-Петербурга второй половины XVIII века хорошо знали эту смиренную скиталицу, одетую в жалкое рваньё, оставшееся от военной формы её покойного мужа. До смерти супруга жизнь Ксении не отличалась кардинально от существования прочих петербуржцев. Внезапная кончина мужа, отошедшего в мир иной без исповеди и святого причастия, наполнила её сердце болью. В день похорон молодая вдова надела на себя мужнину одежду и сказала себе, что её супруг не умер, но умерла она – для мира. В обветшалом костюме, в драной обуви она с кротостью переносила превратности нездорового климата и житейские невзгоды, ночи напролёт проводя в коленопреклонённой молитве. Уже при жизни принадлежавшая другому миру, она по Божией милости обрела дар предвидения и прозорливости. В молитве, обращённой к святой Ксении Петербургской, люди просили блаженную: «Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наши щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление, предстани святыми твоими молитвами пред всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных».

Случаев, когда блаженная Ксения помогала жителям блокадного Ленинграда, немало. Одной молодой девушке во сне Ксения сказала, чтобы сегодня она не ночевала дома. И хотя район, в котором проживала девушка, считался относительно спокойным, та послушалась. В тот день дом разбомбило. Жить девушке оказалось негде. Горе, да и только. Снова ей снится сон, в котором незнакомая старушка велит: иди на кладбище. А на какое, не сказала. Утром, по дороге на старинное Смоленское кладбище, девица подумала: «А почему, собственно, я иду именно на Смоленское?» Там, на кладбище, возле часовни во имя блаженной Ксении, она повстречала бабушку, которая жаловалась, как трудно жить одной, хоть бы кто помог. Разговорились – и старушка предложила девушке жить у неё...

Не только в городе на Неве известна помощь блаженной Ксении. Однажды при освобождении Праги она спасла солдата-жителя Ленинграда. Он с товарищем отстреливался от наседавших гитлеровцев в подвале одного из домов. Непонятно откуда возле них оказалась женщина в платке и по-русски сказала, чтобы они немедленно уходили, потому что сюда попадёт снаряд. Оба солдата опешили и удивленно спросили: «Кто ты?», а в ответ услышали: «Я Ксения Петербургская, пришла спасти вас!» И исчезла. Солдаты последовали её совету и спаслись.

Память о спасительнице навсегда осталась в сердце того солдата-ленинградца, но кто она, он узнал только через много лет. Он жил уже не в Ленинграде, но специально приехал на родину, сходил на Смоленское кладбище, отслужил благодарственный молебен и поставил свечи у могилы Христа ради юродивой Ксении.

У нас и сегодня живёт в сердцах память о мужестве и героизме защитников Ленинграда и о той помощи свыше, без которой человек не может существовать в сложном современном мире.

Игорь Маркин

Назад