СПАСЕНИЕ ОТ БЕСНОВАНИЯ (с.4 №92, прав. Иоанн Кронштадтский)

17.08.2019

СПАСЕНИЕ ОТ БЕСНОВАНИЯ: ЧЕГО ЖДЁТ ГОСПОДЬ

Как в далёком прошлом, так и в наши дни не оставляют бесы борьбы за каждую душу человеческую, и потому не теряют своей остроты размышления духоносного старца святого праведного Иоанна Кронштадтского о событиях, описываемых в «Евангелии».

Вы слышали, возлюбленные братья, евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и об исцелении его Иисусом Христом? О том, как бесы мучили человека, как он бедственно влачил свою жалкую жизнь? Видели Божественную власть Иисуса Христа над бесами – над целым легионом их, вселившихся в несчастного? И внезапную погибель множества животных, так называемых нечистых, в которых вошли бесы по дозволению Спасителя [Лк. 8, 26-39]? Повесть эта о стране Гадаринской дана для нашего назидания. А СПАСЕНИЕ НАШЕ ОТ БЕСНОВАНИЯ – ЖИТЬ МОЛИТВОЮ И ПОСТОМ.

Бесноватые были прежде, они есть и ныне; только сегодня бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в старое время, когда сила и власть их над людьми не была ещё торжественно сокрушена и когда им было гораздо более простора в мире. И теперь, впрочем, бешеных людей очень, очень много.

Кому из нас не известен нынешний род бесноватых – пьяниц? Не удивляйтесь, что я называю пьяниц бесноватыми: они действительно таковы. Как пьяницы (если они мужчины и женаты) терзают и мучают – уж не говорю сами себя – своих жён и, если есть на беду дети, то и детей своих!.. По действию бесовскому они нередко или сами в петлю бросаются, или доводят до смерти жён и детей жестокими побоями и терзаниями. И чего-чего только не терпит иная жалкая женщина от пьющего мужа, а дети её – от пьяного отца! Недостанет сил оплакать несчастий в том доме, где заведётся пьяница: истый ад делается в нём, каждый день слёзы и стоны.

Всякий день бесчинствует пьяница, всё тащит из дома, чтобы пропить... О, это ужасная страсть, ужасное бешенство!

Кто тут виноват? Конечно, сам человек, дошедший до демонского состояния через свою алчность к вину. Всякого больного можно лечить, а пьяницу и вылечить ничем нельзя, если сам он не захочет решительно бросить пьянство и не обратится всем сердцем к помощи Господа Иисуса Христа, Который может уврачевать эту гибельную страсть. Мне приходилось встречать многих пьяниц; между ними были некоторые совершенно исцелившиеся Благодатью Христовой, к помощи коей они с усердием прибегали. Но скольких и я, и вы видели погибшими ужасной кончиной: без покаяния, самоубийством или опивством...

О, как страшно для забавы употреблять пищу и питие, пресыщаться и упиваться! Сытая утроба теряет веру, страх Божий и делается бесчувственною для молитвы, для благодарения и славословия Божия. Сытое сердце отвращается от Господа и делается как камень твердо и бесчувственно...

Встречал я и тех, в кого вошли бесы по неисповедимым судьбам Божиим, производя в них умственное помешательство, произнося чрез них страшные хулы, сквернословя, бросая несчастных из угла в угол или заставляя их лезть на стену... Таковых – полагаю я вместе с апостолом – «Бог предал сатане на измождение плоти, да дух спасется» [1Кор. 5, 5]. Эти бесноватые в состоянии невменяемости не сознавали, что делали. Но пьяницы-то ума и свободы действия не лишаются, и с них взыщется за их безобразия: «Пьяницы Царствия Божия не наследят» [1Кор. 6, 10].

Ищите же усердно помощи у Спасителя, и Он непременно прогонит бесовское полчище, если оно уже вселилось в вас из-за вашего невоздержания и нерадения о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и от Церкви...

Но есть, братья, и другой род беснующихся: это люди раздражительные, гневливые. Видели вы сердитых, злых людей? Как они нехороши в гневе! И Писание говорит: «Муж ярый не благообразен» [Притч. 11, 25]. Как безобразится у них всё лицо! Какие сверкающие, как у лютых зверей, их глаза, в коих видна злоба и ярость! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, и потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. «Не мстите за себя, возлюбленные, – увещевает апостол, – но дайте место гневу Божию, ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь» [Рим. 12, 19].

Есть ещё и несколько видов тихого беснования – молчаливого или злоречивого: таково беснование людей завистливых, которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые или в молчании страдают душой, видя счастье ближних, или же поносят, клевещут на тех, коим завидуют.

Есть беснование скупых, алчных до денег, которые для прибыли и умножения её готовы на всякую неправду, а из-за утраты денег готовы наложить на себя руки. У таких демоны до того ожесточили сердце, что оно не трогается ни частным, ни общественным бедствием; спокойно проходят такие мимо голодных, нагих, больных, искалеченных, не давая никому ни копейки, тогда как у самих сокровищницы переполнены дарами Божиими. Не бешенство ли это?

Хотя подверженные ему всякий день сторонятся несчастных, не замечая их и не считая того грехом.

Существует бешенство плотской страсти; одержимые им впадают в отчаяние, если не удовлетворяется их страсть. Или решаются на самые позорные действия ради её удовлетворения, а нередко и на самоубийство... Чтобы не одолела эта или другие бешеные страсти, надобно обуздывать их в самом начале; ибо, когда они усиливаются, крайне трудно совладать с ними. Да без содействия Благодати Божией – и невозможно.

Есть ещё мания картёжная, когда люди проводят за картами вечера и ночи, убивая дорогое время, а на дела Божии не взирают и на душу свою, на спасение её не обращают внимания, нимало не радея о покаянии и добродетели... Бывает страсть к зрелищам. Эти люди наяву и во сне бредят театром, рукоплещут до усталости театральным знаменитостям, тогда как в храм заходят только раз или два в год – и то для того, чтобы позевать.

Случается, нападает и маниакальная боязнь – страх суетный, когда человек боится подобных себе и едва ли не всего окружающего, всех подозревая в злых умыслах и предполагая во всех недобрые мысли и намерения. Существует мания брезгливости, когда считают нечистыми всех и всё, и десять-двадцать раз перемывают вещь, к которой прикоснулся сторонний человек.

Есть беснование, которое заставляет людей бояться или отвращаться Церкви, Богослужения, псалмопения и чтения Слова Божия, и вообще всякой святыни: ни за что их не убедишь прийти в церковь; поведёшь – либо вырвутся и убегут, либо уклонятся под разными благовидными предлогами – такое бывает у них отчуждение от Бога и храма Его святого! Сюда же принадлежит беснование, отвергающее всё святое, все истины Откровения, всё, что дорого для разумного существа, особенно для христиан, всё, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает человека... Нередко встречаемо беснование срамословия, сквернящее и сердце, и душу, и уста сквернословов...

Вот сколько разных видов беснования, или мании, присутствует в людях! Да ещё и не все они тут, ибо греховное беснование имеет бесчисленные виды, и гидра греха многоглава.

Чем же врачеваться от этой нравственной болезни, чем спасаться от этого чудовища, чтобы не сделаться жертвой коварства лукавых, злых, нечистых, скверных демонов? Только смиренной верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним глубоким покаянием, молитвой и постом. «Сей род не исходит, токмо молитвой и постом», – говорит Господь [Мф. 17, 21].

Для того и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его. Примем же охотно это врачевство церковное, данное нам на помощь, и, по силе своей, в дни предстоящих постов будем хранить пост. Аминь.

Назад