ЧЕРЕДА ВОСКРЕШЕНИЙ (с.12 №93, МИТР. Антоний Сурожский)

18.08.2019

СМЕРТИ БОЛЬШЕ НЕТ: ЧЕРЕДА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ВОСКРЕШЕНИЙ

Четырежды в «Евангелии» упоминается о воскрешении людей, и каждое из этих повествований для нас поучительно.

Воскрешение дочери Иаира. Этот первый рассказ – о том, как Господь воскресил умершего двенадцатилетнего ребёнка, смерть которой повергла родителей в большое горе. И Христос, сопереживая глубокой скорби близких, утешает их, а по вере в то, что Богу всё возможно, воскрешает девочку. В повествовании об этом чудесном событии отчётливо обнаруживается скорая отзывчивость Господа на всякую человеческую печаль, всякое горе; но кроме того здесь проявляет свою силу и действие закон вечной жизни. Ведь человек не создан для смерти и призван к бытию не для погибели. Царство Божие есть Царство милующей Любви, и вот родительская любовь и скорбь взывают о Божьей милости – и, в ответ на их веру, смерть побеждается Богом и снова торжествует Жизнь и Любовь.

Воскрешение сына наинской вдовы. Это рассказ о том, как в момент, когда Христос входит в небольшой городок Наин, выносят хоронить тело единственного сына одинокой женщины. Господь останавливает траурное шествие и отдаёт матери живым её прежде мёртвого сына. Здесь есть очень важная параллель, которая помогает уяснить, что могло значить для Богородицы случившееся. У вдовы самым дорогим человеком был любимый сын – но вот юноша умирает. И этого сына Господь Бог Своею властью и силой возвращает к жизни. Это прообраз того, что и с Матерью Божией будет так. Настанет скоро время, когда Она будет стоять у Креста, где умирает Её Сын, когда вместе с Иосифом и Никодимом будет Его хоронить в вертограде, когда закроют тяжёлым камнем гроб, где покоится вся Её любовь...

Но притом очевидно, что Бог, относясь к людям милосердно, одновременно и требует от нас многого. Когда несли мёртвого юношу и Христос встретил траурную процессию, Он не сказал скорбящей матери слов утешения; Он остановил похоронное шествие и повелел ей: «Не плачь!..» Первое Его слово было о том, что она просто по Его велению должна отложить горе, заменив его верой в то, что именно как оно есть, так и должно быть по Божией Премудрости. И прежде, чем сотворить чудо, раньше, чем прозвучало слово утешения, Он потребовал от матери подвига безусловного доверия: перестань плакать – только потому, что так повелеваю Я.

Воскрешение праведного Лазаря. И третья история: мы вспоминаем воскрешение Лазаря четверодневного, которого Господь вернул к жизни, воззвал от смерти свидетелем того, что Он не есть Бог мёртвых, но Бог живых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой. Лазарь вернулся к жизни, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Его Воскресения. Но, как всякий свидетель Евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нём было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти.

Воскресение Господне. И вот перед нами в сиянии и блеске, в непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Церковь празднует это Воскресение не только как победу Самого Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего Учителя и друга. И в страшную Великую Пятницу, и в ту благословенную Субботу, когда мы уже знаем о Его Воскресении, когда Бог почил от трудов Своих, а ученики Христа ещё были во тьме смерти: ведь они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот в чём был страх, и ужас, и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет!.. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побеждён, что Он не умер, что Он по-прежнему близок – они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она – победит.

Но апостолы воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смерти воскрес к временной жизни для того, чтобы свидетельствовать и умереть для земли. С крестной смертью Христа апостолы умерли более страшной смертью: они умерли как будто заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, как будущее...

Когда же воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в теле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлучению с землёй, они ожили уже жизнью Неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли на проповедь с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что никакая сила не может их преодолеть, что смерть для них – приобретение, ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

И мы сами идём шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрёт всему тому, что не есть жизнь во Христе и в Боге; сумев со Христовыми Страстями погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть вечность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на самом деле в этой вечной жизни, которая уже есть вокруг нас и, хоть зачаточно, но существует уже и в нас самих.

По слову митрополита Антония Сурожского

Назад