ВО ИМЯ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ (с.8 №93, Игорь Маркин)

18.08.2019

ВО ИМЯ ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ

Более шестисот лет тому назад накануне Куликовской битвы жители донских станиц преподнесли в дар московскому великому князю Дмитрию Ивановичу хоругвь с вытканным на ней Ликом Богородицы. На одной стороне хоругви по сюжету изображалось Её земное Успение, на другой – рождение. А всё вместе – Жизнь Вечная...
Памятник Славы в Воронеже, что у Задонского шоссе, символизирует то же самое – земная смерть во имя Жизни Вечной.

Современный воронежский скульптурный комплекс и древняя донская хоругвь – как две стороны нашей жизни, духовной и светской. Они свидетельствуют о разных временах и событиях, но, несмотря на кажущийся антагонизм, их объединяет самое важное: духовная сущность нашего народа.

Нет в мире ни конца, ни начала. Великая Победа в Великой Отечественной войне пришла к нашему многострадальному народу в светлый и радостный месяц май. Началом же того грандиозного противостояния стал месяц июнь. По календарю июнь следует за маем, но то страшное июньское начало, пройдя через боль, страдания и муки родило светлое майское окончание и очищение от скверны. И где здесь изначалие, а где венец? Его нет и быть не может...

Германия, поражённая фашистской идеологией, не чуралась романтической и мистической стороны жизни. Немецкие военные операции и войсковые соединения носили звучные имена: «Барбаросса», «Зигфрид»; неудержимым потоком на территорию нашей страны хлынули с оккупантами бронированные чудища: «Тигры», «Пантеры», «Слоны-Элефанты» и прочее зверьё; в самой же Германии вовсю пропагандировалась героическая скандинавская мифология, а немцам внушалась идея принадлежности «истинных арийцев» к сверхчеловекам.

«Сверхчеловеки» взялись сооружать очередную Вавилонскую башню, замешанную на завоевании, крови и насилии. Дерзновенная попытка, изначально обречённая на крах. Ведь можно противника победить внешне, но не переубедить, не подчинить его духовно.

Русский народ во все времена, в разные эпохи и при любом социальном строе, опирался на духовность. В народной культуре отсутствовал эталон утончённой «романтической» красоты, ей не были свойственны только внешние унифицированные формы проявления – всегда в образе главенствовала красота внутренняя, потаённая. Мы не строили Вавилонскую башню, но не раз и не два пытались возвести Град Небесный на грешной земле. И верили: Богородица на Руси живет! И спасает, по обращению к Ней.
Третий Рейх совершил нападение на нашу страну 22 июня, рассчитав всё до мелочей, даже начало атаки назначил на четыре утра, когда, по биологическим ритмам, человека больше всего клонит ко сну. Но не учёл того, что в 1941 году дата начала войны, 22 июня, выпала на празднование Дня всех Русских Святых.

Первый день той жуткой войны отмечен и подвигом наших земляков, который мы не забудем никогда. Среди бойцов героической Брестской крепости первый удар приняли на себя заступившие накануне в ночной наряд тридцать два уроженца села Девицы Семилукского района Воронежской области. Бой завязался у последнего участка курсантского учебного подразделения, и наши молодые необстрелянные ребята дрались храбро, наравне с более опытными воинами, защищая брестскую твердыню...

На войне, говорят, атеистов нет. В тяжёлые годы люди, до поры до времени считавшие себя убеждёнными атеистами, нередко обращались к Богу. Обращались искренне, с горячей молитвой и неизбывной верой в Его милость и могущество. Бойцы, командиры и даже комиссары, бывало, шли в атаку с партбилетом в одном кармане и молитвой Богородице, написанной на бумажке заботливой матерью – в другом...

Мощный духовный подъём среди русского воинства ярко контрастировал с массовым безбожным поведением врага, что топтал нашу землю. В осквернённых храмах фашисты творили всяческие мерзости, размещали скотобойни, отстойники, временные арестантские помещения для полевых концлагерей. И это не были бездумные акты незваных находников. Так, на наглядных примерах стремились они внушить оккупированному населению, что наши святыни ничего не стоят, никак не могут противостоять их мощному натиску. Однако своим показательным варварством враг только больше воодушевлял русский народ на сопротивление и укреплял его в истинной вере.

Во все времена, когда наиболее остро вставал вопрос, быть или не быть русскому народу и нашей государственности, воины-защитники наши сталкивались с врагом не «один на один». Противник всегда был разношерстен и стремился подавить массою.

Вспомним: на Куликово поле пришли не только татары Мамаевой орды, вместе с ними на русских ополчились предки современных адыгов и черкесов, народности Китая, арабы разных стран и железная генуэзская пехота. В Смутное время к нам нагрянули очередные искатели удачи, смешанные наёмные отряды и воровские шайки, сколоченные из литвинов, поляков, шотландцев, валлонов, фламандцев, французов, мелких феодальчиков раздробленной Германии и иже с ними... Двунадесять языков с оружием рвались к Москве и в 1812 году.

Так, и в грозном 1941-м на нас напала не Великая Германия, а практически вся Европа. Меньше половины многомиллионной армии вермахта состояла из собственно уроженцев Дойчланд. Наши деды и прадеды столкнулись с горными и танковыми дивизиями СС из Албании, Дании и Бельгии, с Болгарской противотанковой бригадой, Второй Венгерской королевской армией (последняя, кстати сказать, практически полностью полегла на Воронежских просторах). Урвать кусок пожирнее стремились легионы и дивизии Италии, Норвегии и королевства Нидерланды, разного рода стрелковые и пещерные дивизии Польши, Румынии, Хорватии... Наши союзники-англичане «отметились» британскими, арабскими и индийскими добровольческими корпусами СС; кроме них, пытались покорить нашу землю и батальоны, состоящие из финнов и французов. Для вооружённой и подрывной работы войсковые соединения разного масштаба и калибра формировали из представителей бывших советских союзных республик. К примеру – печально известное Кавказское формирование войск СС, бригада «Зиглинг», состоящая из братьев-славян, недоброй памяти «Галичина» и ей подобные войсковые подразделения, гренадёры Прибалтики и среднеазиатские легионы...

Так было всегда. Как верно сказано в современной балладе о подвиге Евпатия Коловрата: «Один дерётся с тысячью, а двое бьются с тьмой». Тьма – числительное, оно означает «десять тысяч». В поэтическом, эмоциональном окрасе «тьма» сродни понятию «очень много». Но это не единственное значение: тьма она и есть тьма. Она грозна и могуча, она неотвратимо надвигается – и нет, кажется, ей преграды. Но тьме никогда не победить Света. Не случайно день 9 мая 1945 года выпал на Светлую Седмицу.

Свет есть Слово Божие. И никакие тьмы тем, никакие легионы тьмы не способны победить это Слово.

Напомним – один из многих – эпизод, письменные свидетельства которого хранятся в патриарших архивах. «Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III (9 мая 1869 – 17 июня 1958) обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Перед лицом страшной беды наперечёт осталось у неё настоящих друзей. Да, были в то тяжкое время молитвенники и на Руси. Но можно ли было поручиться, что Сталин в разгар «безбожной пятилетки» прислушается к совету хотя б одного из них? Наверное, поэтому проводником слова Божьего и был избран истинный друг России – митрополит Илия. Этот мудрец лучше многих других понимал, что значит наша страна – в прошлом великая православная твердыня, Святая Русь – для остального мира. Владыка решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук и не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился. Каждое утро ему приносили сводки с фронтов Великой Отечественной о числе убитых и о том, куда, до каких пределов дошёл враг. Через трое суток бдения митрополиту Илии явилась в огненном столпе Сама Богородица и объявила, что он, истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать спасительную весть, известить о Воле Божией для всего российского народа. Если же всё то, что предуказано, не будет выполнено, Россия погибнет.

Должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем дабы начать служить в храмах. Ленинград сдавать врагу нельзя – надо чудотворную икону Божий Матери «Казанская» обнести крестным ходом вокруг города, тогда враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой необходимо совершить молебен и в Москве, затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу, как Москву и Ленинград, тоже нельзя. Казанский образ должен пройти с советскими войсками до самых границ России...

Когда же война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как страна была спасена по Воле Божией».

И всё предначертанное было исполнено. А в 1945 году в столице нашей Родины прогремел победный салют... Яркий залп его, прорезав ночную тьму, надолго отвадил представителей всякого рода «цивилизованных» стран от желания хищно зариться на русские земли.

Игорь Маркин

Назад