МЫ - РАБОТНИКИ, ПРИШЕДШИЕ С ПОЛЯ (с.23 №94, прот. Николай Бабич)

24.09.2019

МЫ – РАБОТНИКИ, ПРИШЕДШИЕ С ПОЛЯ

В «Евангелии» от Луки есть Притча о работнике, пришедшем с поля [Лк. 17, 7-10]. Не так часто, как иные евангельские притчи, звучит в храме и сама эта короткая история, и её толкование. А толкование её, пожалуй, в наши дни способно ранить личное достоинство иных свободолюбивых людей. Между тем, несмотря на свой небольшой объём, Притча касается сразу трёх важных для православного человека моментов.

Это, во-первых, понятие о характере взаимоотношений Творца и сотворённого Им мира. Во-вторых, это тема взаимного доверия и послушания младшего – старшему. И, наконец, как логичное продолжение – тема смирения человека перед Богом.

Притча напоминает нам о первой и второй из Десяти заповедей Божьиx: «Я есть Господь Бог твой; да не будет тебе богов иных, кроме Меня» и «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, ни на небе высоко, ни на земле внизу, ни в водах под землею; да не поклонись им, и не послужи им». В обеих заповедях говорится о непеременном первенстве Бога и Его Замысла в жизни человеческой. Всё остальное должно быть для нас порядком ниже, позже, потом... А это трудно. Ведь каждый из нас постоянно вынужден заботиться о многом насущном, и так порою бываем мы заняты с утра до ночи каждый день, что мысль о Боге и о благодарности Ему за жизненные дары отходит куда-то на второй, на третий план и чуть ли не исчезает в этой суете сует вокруг маленьких житейскиx кумиров – нашиx нужд. А нам бы молитвенно поблагодарить Бога за Его милости да посоветоваться, попросить Его о помощи не только в критическиx моментаx, но и вот в такиx, каждодневных заботаx – как советуемся мы с родителями или спрашиваем совета у друга, которому доверяем. А в кризисах прибегнуть к Его милости тем паче.

Cам Господь и Бог Спаситель наш молился в Гефсиманском саду, как Бог Сын спрашивая у Бога Отца о жребии Своём. Об этом событии повествует святой евангелист Лука несколько позже. Вспомним тот миг, когда Христос воззвал: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» [Лк. 22, 42]. И вдумаемся: Сам Бог, Господь и Спаситель наш вверился Отчей Воле Божией, проявив величайшее смирение, доверие и послушание Творцу вселенной!.. Ибо всякое событие в жизни – часть Замысла Его.

Итак, обратимся к Притче. В ней рассказывается о работнике, который вернулся после трудов с поля усталый, однако не может немедля смыть с себя пыль и пот, мирно поужинать и пойти отдыхать, так как должен ещё послужить своему хозяину: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля скажет ему: Пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: Приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.

Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».

По мнению блаженного Феофилакта Болгарского, Христос наставляет этой притчей человека не впадать в высокомерие и самодовольство, даже и выполнив, как будто, всё, что нужно, и не величаться исполнением всех заповедей, требуя непременной награды. «Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина. Однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия и воли господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, ибо, если исполнил заповеди, он не сделал ничего великого... И если получил дарования, то не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, что Владыка был ему должен».

С этим согласен и архиепископ Аверкий (Таушев), который добавляет: «Смысл этой притчи не тот, что Господь не похвалит Своих рабов и не даст им отдыха, а тот, что мы сами на добрые дела свои должны смотреть как на долг, а на себя – как на рабов, которые ничего сверх уплаты долга не можем принести Владыке».

Мы – работники, пришедшие с поля. Будем же помнить о том, что даже мимолётная радость каждого дня, всякий светлый миг его, как и сама жизнь наша – дар Божий. И научимся с благодарным сердцем принимать эти дары.

Протоиерей Николай Бабич

Назад