О МАТЕРИ ХРИСТА (с.2-3 №94, арх. Рафаил Карелин)

26.09.2019

О МАТЕРИ ХРИСТА, ПОБЕДИТЕЛЯ СМЕРТИ И АДА

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. У древних была пословица: «Выше в горы – ближе к Богу». Суровая красота гор, чёткие линии скал на голубом фоне неба – точно перевернутого над землёй хрустально-синего океана, по которому в бескрайний неведомый путь плывут облака, похожие на глыбы льда или корабли, распустившие паруса, – эта величественная картина располагает человека к размышлению о вечности. Недаром пророк Моисей сорок лет пас стада в горах, готовя себя молитвой и безмолвием к Синайской Теофании, к Богоявлению.

На горе Кармил в пещере жил пророк Илия. Там блаженный Иероним осуществил свой бессмертный перевод Священного Писания. В гористой Заиорданской пустыне жил величайший из христианских святых – Пророк и Предтеча Господень Иоанн Креститель. Монашество, ветхозаветное и новозаветное, имеет колыбелью своей горы Синая и Фиваиды, Ливана и Мёртвого моря.

Красота гор особая: там нет того, что развлекает взор, пробуждает чувственность, вносит в душу смятение страстей. Горы – это иероглифы вечности, символ любви и тоски земли по бескрайнему простору неба. Горы, уходящие своими вершинами в лазурный океан небес, – образ единения конечного с бесконечным.

Небольшой городок Назарет расположен на гористой возвышенности среди холмов. Его красота удивительная, нежно-девственная. Один путешественник по Ближнему Востоку писал, что нигде он не видел таких прекрасных полевых цветов, как в окрестностях Назарета, и удивлялся, как может каменистая почва гор таить в себе столько дивных красок... Назарет значит «избранный, отделённый». Действительно, его Господь точно оградил от мира, спрятал в стороне от дорог и больших торговых городов... Именно здесь и родилась Дева Мария, здесь же прошли детские и юношеские годы Иисуса Христа. Назарет похож на цветок, посвящённый Божией Матери – эдельвейс. Цветок, который, как монах, любит горы, безмолвие и одиночество.

Здесь жила святая супружеская чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, предком своим имея царя Давида, Анна – из священнического рода Аарона. Но до преклонных лет у супругов не было детей. У всех народов мира дети почитались Божиим благословением. Дом бездетных людей, казалось, был покинут Богом, обречён на разрушение и превращался в одинокую могилу... Всю жизнь молились Иоаким и Анна о даровании ребёнка; но только в старости Господь даровал им Дочь. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь медлит, научая нас тем самым неослабному прилежанию (в молитве), и хочет, чтобы мы за терпение получили награду».

Жизнь Иоакима и Анны, рождение Девы Марии и Её детские годы описаны в «Евангелии от Иакова» – старшего сына Иосифа Обручника. Оно не принято в Новозаветный канон, однако древняя Церковь относилась к тексту с уважением. Он лёг в основу храмового Богослужения в праздники Пресвятой Богородицы.

Не было, нет и не будет девы, сияющей такой святостью и чистотой, как Дева Мария. Смирение сделало её Дочерью Небесного Отца, чистота – Невестой Духа Святаго, Параклита, любовь – Матерью Сына Божия. Уже с древних времён святые Отцы называли Её Богородицей. А окончательно утвердил это имя III Вселенский собор в Ефесе.

Есть два вида пророчеств: пророчество через слово и пророчество через действие и образ. Святые Отцы находят в священной истории «Ветхого Завета» прообразы и символы Девы Марии, Матери Спасителя и Мессии. Но и Сама Она – образ духовного совершенства, и Сама Она служит символом Церкви, бытие которой заключается в вечном совершенствовании душ, в вечном приближении их к Богу. Своё понимание пророчеств о Божией Матери Церковь воплотила в гимнах и канонах, сложенных в честь Небесной Царицы.

Первым обетованием Божиим падшему человечеству было обещание, что семя жены сотрёт главу змия [Быт. 3, 15]. Дева Мария – Мать Xриста, Победителя смерти и ада. Она сравнивается и с Ноевым ковчегом, который среди бушующих волн Всемирного потопа плывёт, хранимый Провидением, благословением Божиим. Этот ковчег – молитвенный покров Божией Матери; и те, кто в покаянии призывают Её, спасутся даже из самых тёмных глубин греха.

Дева Мария сравнивается и с Небесной лестницей, которую видел во сне святой патриарх Иаков. Лестница поднималась от земли к Небу, по ней восходили и нисходили ангелы. Господь, принявший от Богородицы плоть, сошёл на землю, вочеловечился. А молитвы Девы Марии – это духовная лестница, по которой мы восходим к Богу...

Дева Мария уподобляется чаше манны, хранившейся в алтаре ветхозаветного храма. Манна – небесная пища, это образ Христа Спасителя. Золотая Чаша – прообраз Богоматери. И Евхаристическая Чаша, из которой причащают христиан – символ Богородицы.

...Когда Деве Марии было шесть месяцев, мать поставила Её на ноги и начала учить ходить. У Неё не было кормилицы, Её окружали непорочные дети, чтоб никакая нечистота не коснулась чистейшей души. До трёх лет Дева Мария жила в Назарете в доме родителей. Когда Ей исполнился год, святой Иоаким пригласил в дом священников и поведал им, что решил посвятить ребёнка Богу, отдав на служение в Храм, чтоб дитя воспитывалось при Храме, посещало Богослужения и до определённого времени выполняло различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитьё священных одеяний и т.д.). После трапезы каждый из священников брал Марию на руки и благословлял Её. Когда маленькой Марии исполнилось два года, Иоаким хотел отнести Её в Храм, но Анна попросила супруга подождать ещё год, чтобы Дева могла Сама совершить путь из Назарета в Иерусалим.

С трёх до тринадцати лет Пречистая проживала в Иерусалимском храме. Её послушанием было изготовление одежд для священников и храмового облачения. Она также ухаживала за странниками, для которых было построено помещение около Храма, и часто отдавала им Своё дневное пропитание. По церковному преданию, завеса, закрывающая вход во Святая Святых, в алтарь ветхозаветного Храма, была вышита руками Девы Марии.

В Иерусалимском храме Мария дала Богу обет девства. В тринадцать лет она была обручена с дальним родственником – восьмидесятилетним старцем Иосифом Обручником, ставшим хранителем Её девства, по сути – вторым отцом. После Рождества Спасителя в Вифлееме Она вынуждена была покинуть Палестину вместе с Младенцем Иисусом, праведным Иосифом и его старшим сыном Иаковом. Святое Семейство скрывалось от Ирода в Египте; а после смерти этого царя возвратилось в Палестину и поселилось в Назарете.

Жилище Иосифа Обручника состояло из двух выбитых в скале одна над другой комнат, к ним вела каменная лестница. В верхней комнате жила Дева Мария. Внизу в маленьком дворике находилась мастерская праведного Иосифа, где он занимался столярным ремеслом. Там ему помогал Иисус Христос; по преданию, Спаситель часто делал ярма для упряжки быков и весы. Ярмо символически означает Закон Божий, через который Господь управляет человеком. А весы – Божественную справедливость и будущее воздаяние. Под ярмом также подразумеваются тяготы, скорби и труды земной жизни, необходимые для нашего спасения, а под весами – ожидающие нас награда или наказание.

Божия Матерь помогала старцу Иосифу в домашнем хозяйстве, а в свободное время ткала пряжу и шила одежду. Она выходила из дома только к источнику, что протекал недалеко от их жилища. В праздники Святое Семейство посещало Иерусалимский храм. Когда Иисусу Христу исполнилось 29 лет, Иосиф Обручник умер на его руках. Когда Господу исполнилось тридцать, Он с Матерью Своей покинул Назарет.
Дева Мария поселилась в Капернауме в доме апостола Петра. В последние три года Своей земной жизни здесь подолгу останавливался Господь, здесь Он совершил многие Свои чудеса. Однако предостерёг: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» [Мф. 11, 23]. Пребывание Спасителя в этом городе его жителям, которые оказались духовно слепыми, видя чудеса Господа, и глухими, слушая Его проповеди, послужило лишь к осуждению. Господь говорит: «Кто близ Меня, тот близ огня». Огонь даёт свет и тепло, но он сжигает и испепеляет. Через несколько веков от Капернаума, как и от Вавилона, остались одни развалины...

После Распятия и Воскресения Спасителя Дева Мария оставалась в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, Своего близкого родственника. Лишь несколько раз покидала Она Иерусалим. Одно из путешествий – на остров Кипр.

Богородица посетила на Кипре святого Лазаря, которого Господь воскресил из мёртвых, и подарила ему вышитый Своими руками епископский омофор. Церковное предание повествует, что во время этого путешествия корабль, на котором плыла Дева Мария, пристал к скалистым берегам Афона, и Богородица сказала: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет Благодать Его на этом месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего!». Через несколько веков Афон стал заселяться монахами, превращаясь в своего рода «монашеское государство». По греческим законам, которые соблюдало после падения Византии и турецкое правительство, мирские люди не имели права селиться на территории Афона, а женская нога – ступать на его землю. Эти законы действуют и в современной Греции.

Дева Мария также посетила Ефес, где проповедовали Евангелие святой апостол Иоанн Богослов и святая равноапостольная Мария Магдалина. До сих пор в горах в окрестностях Ефеса сохранён домик, в котором жила Дева Мария.

Божия Матерь собиралась посетить и Грузию – землю, в которой Ей, согласно жребию, надлежало проповедовать Евангелие. Но Господь повелел Богородице оставаться в Иерусалиме: Грузия должна была просветиться проповедью другой девы, равноапостольной Нины.

Афон и Грузия издавна связаны между собою духовными узами. «Иверская» икона Божией Матери хранится на Афоне, Её чудотворный список прислан в Грузию как благословение Афонских монастырей.

Церковное предание сохранило нам черты облика Богородицы. Она была ростом немного выше среднего, лицо – овальное, волосы – золотистые, цвета спелой пшеницы, губы похожи на распустившиеся лепестки розы, глаза – цвета маслин, пальцы – слегка удлинённые.

Святой священномученик Игнатий Антиохийский, именуемый Богоносцем, ученик апостолов Павла и Иоанна – тот ребёнок, взяв которого на руки, Иисус Христос сказал: «Если... не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» [Мф. 18, 3] – даёт нам драгоценное свидетельство о Деве Марии: «Многие жёны у нас, – пишет антиохийский святитель Иоанну Богослову, – желают посетить Пресвятую Деву, чтобы услышать от Неё о многих и чудесных тайнах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Говорят, в гонениях и бедах Она всегда весела; в нуждах и нищете не скорбит; на огорчающих не только не гневается, но и благодетельствует им; в благополучии кротка; к бедным милостива. С твёрдостью защищает Веру против врагов и служит нашему ещё юному благочестию мудрою Наставницею и Учительницею всех верных на всякое доброе дело. Более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения пред всеми; и все, удостоившиеся видеть Её, превозносят Её похвалами. Люди, достойные совершенного доверия, говорят, что в Марии, Матери Иисуса, по причине Её святости, видимо соединено естество ангельское с человеческим».

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Назад